Истоком института инновационных образовательных практик можно считать кафедру педагогики и психологии как структурное подразделение, которое было создано в 1938 году, в год основания вуза.
Первым ее руководителем стал доцент Н.А. Коноплев. Под его руководством немногочисленный тогда коллектив кафедры сосредоточил усилия на формировании научно-методической базы учебного процесса. Коллектив преподавателей работал над общей проблематикой исследований, направленных на совершенствование методической и внеаудиторной работы.
В первые послевоенные годы члены кафедры подготовили немало методических рекомендаций, пособий для студентов и классных руководителей.
В 50-60-е годы кафедра педагогики и психологии (ее возглавляли в разное время доценты И.Т. Арискин, А.А. Прилепский, Г.И. Минская) стала всесоюзным научно-методическим центром разработки проблем продленного школьного дня: проводились эксперименты в школах, научные конференции с участием педагогов из всех регионов страны, издавались сборники исследовательских работ. В эти годы на кафедру пришли опытные преподаватели, авторы монографий и статей, публиковавшихся в центральных изданиях (доценты Г.И. Баланюк, В.Б. Бондаревский и другие); защитили кандидатские диссертации М.И. Краснова, В.Б. Мошкевич, А.А. Литвинюк, Н.И. Никольская, В.А. Фокин.
В конце 60-х – начале 70-х годов в деятельности кафедры как научного объединения активно работали «занковцы» и «давыдовцы», издавались сборники по вопросам внеучебной воспитательной работы, статьи и книги по проблемам мотивации учения, межпредметным связям, краеведческой проблематике, прошла межвузовская конференция, посвященная педагогическому наследию Л.Н. Толстого и т.д.
В 1978 г. возглавил профессор Н.А. Сорокин, известный в стране автор учебных пособий по дидактике средней школы, научный руководитель ряда преподавателей нашего университета, среди которых Н.А. Шайденко, И.Л. Федотенко, Л.М. Истлентьева и др.
В этот период в центре научных интересов большинства членов кафедры стали проблемы дидактики; ежегодно выходили сборники научных работ; действовала общеинститутская исследовательская группа, в состав которой входили преподаватели разных кафедр, работавшие под руководством членов кафедры педагогики; были сделаны первые шаги в освоении дидактических проблем профессиональной подготовки студентов педвуза.
В 1985 году была образована отдельная кафедра педагогики, руководителем которой стал доктор педагогических наук, профессор А.А. Орлов. Под руководством А.А. Орлова кафедра педагогики вела научные исследования, направленные на изучение различных аспектов развития и совершенствования системы преподавания педагогических дисциплин в вузе, в том числе становление профессионального мышления студентов педагогического вуза как ценности, проектирование системы самостоятельной работы студентов педвуза, ориентированной на формирование их профессиональной компетентности, теоретико-методологические основы отбора содержания и технологий изучения педагогических дисциплин в контексте ФГОС 3-го поколения, а также проектирование системы оценивания результатов образовательного процесса.
С 2019 г. по 2022 г. кафедру возглавляла к.п.н., доцент Пономарева Т.М. Под ее руководством преподаватели кафедры осуществляли учебную и научно-исследовательскую работу со студентами, а также индивидуальные научные исследования в рамках общекафедральной темы, посвященной проблеме формирования субъектной позиции будущего учителя в процессе его подготовки к решению задач профессиональной деятельности.
С 11 июля 2022 г. кафедра педагогики реорганизована, создано новое структурное подразделение – институт инновационных образовательных практик, объединивший преподавателей кафедры педагогики и преподавателей методик обучения дисциплин. Целями деятельности института является подготовка квалифицированных специалистов с высшим образованием в соответствии с потребностями общества и государства, организация и проведение научных исследований, в том числе для развития научных и педагогических школ, а также удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.