высшее, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, специальность «Учитель физики и математики», г.Тула, 1995 г.;
НОУ ВПО «Институт профессиональных инноваций», специальность «Психология». Преподаватель психологии», г. Москва, 2010 г.
«Специальная педагогика и психология», «Основы клинической психологии». Руководитель магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождении образования лиц с проблемами в развитии».
автор и соавтор более 100 работ. Наиболее значимые из них:
1. Степанова Н. А., Лещенко С. Г., Слюсарская Т. В. Психолого-педагогические технологии адресной работы с различными категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья Монография. – Тула: ТППО, 2019.- 146 с.
2. Актуальные проблемы и перспективы деятельности психологической службы тульского суворовского училища: опыт сотрудничества с факультетом психологии ТГПУ им. Л.Н Толстого /Брешковская К.Ю., Е.В. Декина, Залыгаева С.А., Куликова Т.И., Одинцова О.С., Пазухина С.В., Степанова Н.А., Шалагинова К.С., Шелеспанская Э.В. Warsaw: iScience Sp. zo. o., 2019. - 242 pp.
3. Степанова Н.А. (в соавт.). Учет гендерно-возрастного аспекта в работе психолога по предотвращению ситуаций травли в ученической среде // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 68-77.
4. Степанова Н.А. (в соавт.). Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды //Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. С. 80-90.
5. Stepanova N., Shalaginova K., Kulikova T., Zalygaeva S., Maliy D. CONSIDERATION OF THE GENDER AND AGE ASPECT IN THE ACTIVITIES OF A PSYCHOLOGIST TO PREVENT SCHOOL BULLYING//International independent scientific journal. 2019. №7. Р. 43-48.
6. Степанова Н.А., Декина Е.В., Ежкова Н.С., Карандеева А.В., Пазухина С.В., Панферова Е.В. Формирование конкурентноспособности студентов педагогического вуза в условиях сетевого взаимодействия //Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2018. № 32 (51). С.63-76.
7. Stepanova N.A.,Kulikova T.I.,Maliy D.,FilippovaS.A. Internet Communication as a Factor of Psychological Challenges among Student Youth // European Journal of Contemporary Education. 2018. № 7(3). P. 521-530.
8. Степанова Н.А., Лут Е.В. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-инвалидов в процессе их адаптации к вузу /В сб.: «Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования».Материалы 111 Международной научно-практической конференции. Минск, 2018.
9. Степанова Н.А. Нарушения функционирования семьи как проблема современного общества. В сб.: Социокультурные психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы 111 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тула, 2018. С. 37-39.
10. Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26833.
11. Степанова Н.А., Карандеева А.В. Формирование готовности студентов-психологов к профилактике девиантного поведения подростков//Akademická psychologie, 2017.- Prague: Vedecko vydavatelske centrum “Sociosfera-CZ”, №4, 2017.- ISSN 2464-6741.
12. Степанова Н.А., Голикова А.А. Формирование навыков социально-бытовой ориентации у детей с РАС в условиях семьи// Международный научный журнал «Символ науки», 2016. № 4. Часть 2. С. 190-192.
13. Степанова Н.А., Гуляева Ю.С. Психологическое сопровождение личностной безопасности студентов –психологов в вузе // Вестник Таджикского национального университета, № 3/2, 2015.
- учебно-методические пособия:
1. Степанова Н.А., Шалагинова К.С., Декина Е.В. Современный словарь понятий и терминов психолога службы образования. - Тула, 2019. 156 с.
2. Степанова Н.А. (в соавт.) Психологическое консультирование в дошкольных, общеобразовательных и специальных образовательных организациях: учебное пособие.- Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2017.- 473 с.
3. Степанова Н.А. Специальная психология: Рабочая тетрадь. – Тула: Изд-во Тул. Гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2016. -66 с.
4. Хаидов С.К., Степанова Н.А., Лещенко С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, воспитание, технологии: Учебник для высших учебных заведений. - Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2016. - 417 с.
5. Степанова Н.А. (в соавт.). Социальная адаптация, реабилитация, и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник. - М.: «Академия», 2014.
6. Степанова Н.А. Патопсихология: Рабочая тетрадь. – Тула: Изд-во Тул. Гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.
1. Новое в деятельности декана факультета образовательной организации высшего образования: цифровые компетенции и инновации в учебной, методической, воспитательной, научной работе и управлении персоналом»- 72 часа (АНО ДПО «Межотраслевой институт повышения квалификации в профессиональные переподготовки кадров», 2019 г.);
2. Интегративный подход в организации психолого-педагогической помощи семье- 36 часов (ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2018 г.);
3. Проектирование и актуализация основных образовательных программ с использованием профессиональных стандартов -48 часов (ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова», 2018 г.);
4. Электронная информационно-образовательная среда университета- 16 часов (ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2017 г.);
5. Организация и сопровождение высшего образования студентов с инвалидностью- 72 часа (ФГБОУ ВО «МГППУ», 2017 г.);
6. Управление проектами в сфере образования- 108 часов (ФГАУ «Федеральный институт развития образования», 2017 г.);
7. Управление персоналом- 16 часов (ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2017 г.);
8. Государственное и муниципальное управление -144 часа (АНО ДПО «Современная научно-технологическая академия», 2017 г.);
9. Современные психолого-педагогические технологии взаимодействия с семьей (для специалистов учреждений образования и социальной сферы)- 72 часа (ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2016 г.).
очная аспирантура по специальности 19.00.07- Педагогическая психология (ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002 г.);
переподготовка по программе «Клиническая психология» (МГППУ, г. Москва, 2009 г.);
переподготовка по программе «Менеджмент в образовании» (ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРОТО», г. Тула, 2017 г.).
1. Грамота психологической службы МЧС России (2019 г.);
2. Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2018 г.);
3. Лауреат XVII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» (Санкт-Петербург, 2016 г.);
4. Благодарность Министерства труда и социальной защиты Тульской области (2016 г.);
5. Грамота федерации психологов образования России (2016 г.);
6. Почетная грамота Министерства образования Тульской области (2015 г.);
7. Почетная грамота Министерства труда и социальной защиты Тульской области (2013 г.);
– 2007-2008 г.г. – грант РГНФ № 07-06-71604, а/ц «Формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у будущих психологов» - исполнитель.
– 2008-2009 г.г. – грант РГНФ № 08-06-71605, а/ц «Применение знаковой системы при формировании речемыслительной деятельности неговорящих детей как условие их социальной интеграции в общество здоровых людей» - руководитель.
– 2010-2011 г.г. – грант РГНФ № 10-06 71602, а/ц «Обеспечение психологической безопасности учащихся коррекционных учреждений посредством профилактики виктимного поведения в период кризисных социальных изменений» - руководитель.
– 2015 г. – грант РГНФ №15-16-71502 г(р) проведение международной научно-практической конференции «Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки» - руководитель.
- 2018 г. - грант правительства Тульской области в сфере науки и техники «Психолого-педагогические технологии адресной работы с различными категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья»- руководитель
С 2009 года член общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», с 2012 г. – Российского психологического общества.
В 2010 году присуждено звание профессора Российской Академии Естествознания.
С 2018 года является главным внештатным педагогом-психологом Тульской области.
Знание языков: французский (чтение и перевод со словарем).