N

Общая информация

Кафедра романо-германской филологии была основана в феврале 2023 года в результате слияния кафедры романских языков и кафедры немецкого языка.

Динамичные изменения в сфере образования заставили профессорско-преподавательский состав кафедры по-новому взглянуть на организацию подготовки будущих преподавателей и переводчиков, что потребовало включения в процесс обучения более эффективных педагогических технологий, модернизации учебных планов и смещения акцентов в сторону практической подготовки. Высокий уровень профессиональной подготовки был и остается основной целью работы кафедры.

Учебно-методическую и научно-исследовательскую работу кафедры обеспечивают штатные преподаватели кафедры и преподаватели из числа работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой основной образовательной программы. В настоящее время на кафедре работают 1 доктор филологических наук, 10 кандидатов филологических наук, 5 кандидатов педагогических наук, 1 кандидат философских наук, 3 старших преподавателя, 1 преподаватель.

Кафедра осуществляет подготовку по следующим направлениям, реализуемым на факультете иностранных языков:

Код, шифр

Уровень образования

Наименование направления подготовки

Направленность 

44.03.05

Высшее образование-бакалавриат

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Иностранный язык (английский) и Иностранный язык (французский)

44.03.05

Высшее образование-бакалавриат

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Иностранный язык (английский) и Иностранный язык (немецкий)

45.03.02

Высшее образование-бакалавриат

Лингвистика

Перевод и переводоведение (английский и французский языки)

45.03.02

Высшее образование-бакалавриат

Лингвистика

Перевод и переводоведение (английский и испанский языки)

45.03.02

Высшее образование-бакалавриат

Лингвистика

Перевод и переводоведение (английский и немецкий языки)

45.04.02

Высшее образование -магистратура

Лингвистика

 

Инновационные технологии перевода в сфере профессиональной коммуникации

44.06.01

Высшее образование -кадры высшей квалификации

Образование и педагогические науки 

 

Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)

Преподаватели кафедры также осуществляют обучение иностранному (французскому, немецкому) языку студентов всех факультетов\институтов университета.

Большая работа ведется по подготовке аспирантов к сдаче экзамена кандидатского минимума по иностранному языку, а также магистрантов в рамках следующих дисциплин:

·         «Квантитативная лингвистика и новые информационные технологии»;

·         «История и методология науки»;

·         «Инновационные технологии в преподавании иностранных языков»;

·         «Деловой иностранный язык» для неязыковых факультетов;

·         «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для неязыковых факультетов

Преподаватели кафедры являются членами экспертных комиссий ОГЭ и ЕГЭ по французскому, испанскому, немецкому и английскому языкам, входят в состав жюри и методической комиссии регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по французскому, испанскому, немецкому и английскому языкам.

Также преподаватели кафедры являются экспертами комиссии по приему экзаменов на международные дипломы по французскому языку (DELF/DALF).

НИР и НИРС

Коллектив кафедры романских языков в рамках общекафедральной темы занимается исследованием проблем романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. Основными целями проводимых исследований является дальнейшее изучение, сопоставление и обобщение основных явлений, процессов и тенденций в области традиционных лингвистических направлений, эффективной организации учебного процесса, современных педагогических и информационных технологий, инновационных методик при обучении иноязычному общению в школе и вузе.

Коллектив кафедры ежегодно принимает участие в международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях и семинарах; публикует научные статьи в журналах списка ВАК, в зарубежных журналах, сборниках материалов российских и зарубежных конференций (в том числе – индексируемых в международной базе данных Web of Science); издает учебные, учебно-методические пособия, монографии.

Доцент кафедры Никитина О.А. является членом Союза германистов России, Кудинова В.И. – членом Российско-германского форума, с 2015 года является членом МАУПН (Межрегиональной Ассоциации преподавателей и учителей немецкого языка).

Под руководством преподавателей кафедры студенты успешно принимают участие в конкурсах различного уровня на лучшую НИРС, международных и региональных студенческих научно-практических конференциях, публикуют статьи, отражающие результаты проводимых ими исследований.

Повышение квалификации преподавателей кафедры

Успешная реализация реализуемых на кафедре образовательных программ во многом стала возможна благодаря высококвалифицированным преподавателям кафедры, которые регулярно проходят повышение квалификации. Среди пройденных за последнее время программ повышения квалификации можно отметить такие, как «Перевод и межкультурная коммуникация», «Организационно-методические основы деятельности эксперта комиссии по приему экзаменов на международные дипломы по французскому языку (DELF)», «Методика преподавания французского языка», «Подготовка экспертов предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом экзаменационных работ при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (французский язык), (испанский язык), (немецкий язык), (английский язык), «Цифровое обучение: методики, практики, инструменты», «Мастер по созданию тестов в СДО Moodle», «Учебно-методическое обеспечение образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе», «Организация деятельности по работе с молодежью при решении актуальных задач воспитания», «Особенности работы образовательной организации в условиях сложной эпидемиологической ситуации. Использование новейших технологий в организации образовательного процесса», «Противодействие коррупции в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами», «Интеллектуальный анализ текста на основе машинного обучения», «Разработка мобильных приложений»,

Воспитательная работа

Воспитательная работа на кафедре строится в соответствии с общей концепцией воспитания в ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Основными направлениями воспитательной работы являются: умственное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание. Данные направления реализуются в ходе учебного процесса, в рамках аудиторной и неаудиторной работы со студентами.

В свободное от занятий время студенты активно участвуют в работе творческих коллективов, клубов по интересам, мастерских, работающих в вузе, проблемных групп и кружков, действующих на кафедре.

В условиях развития информационного общества одной из важнейших задач, стоящих перед университетом в целом и нашей кафедрой в частности, является подготовка специалистов, которые не только усваивают необходимую сумму знаний, умений и навыков, но и обладают сформированными способностями к решению нестандартных задач, адаптивны к условиям быстро меняющейся среды и увеличивающего потока информации. В связи с этим одной из приоритетных задач, стоящих перед кафедрой, является информатизация образования, подразумевающая приведение образовательной системы в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.

Преподаватели кафедры регулярно осуществляют занятия в компьютерных классах и лингвистических лабораториях. Компьютерная база данных постоянно пополняется тестовыми заданиями по дисциплинам, заданиями для самостоятельной работы студентов, раздаточными материалами по преподаваемым предметам.

Документоведы кафедры романо-германской филологии: Андриянов Павел Валерьевич; Сухотина Валерия Юрьевна.

Система Orphus