Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет,
замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет


Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Кафедра политологии и социологии
П/р Колмаковой Н.Н.

 e-mail:
  tgpu@tula.net
ПОЛИТОЛОГИЯ
        

| | | |



Политология как наука.
Политические идеи современности.
Субъекты и объекты политики.
Человек и политика.
Политическая власть.
Политическая система общества.
Политические режимы.
Государство в политической системе.
Политические партии и партийные системы.
Политическая культура.
Политическая модернизация.
Политическое прогнозирование.
Политические конфликты и пути их разрешения.






ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ.


1.Политическая наука о взаимодействии социальных и функциональных групп с государством.
2.Группы интересов: сущность, функции и типология.
3.Организационные формы общественных объединений в России.
4.Общественные движения.

Проблема взаимодействия государства и групп – социальных, экономических, функциональных – занимает важное место в политической теории, в частности при анализе субъектов политики, в исследованиях функционирования современных демократий, взаимосвязей гражданского общества и государства. Именно усложнение структуры гражданского общества и его связей с государством актуализировало эту проблему уже на рубеже XIX и XX веков. Тогда научная мысль активно подталкивалась и идеологической борьбой между различными направлениями общественно-политических движений, пытавшихся представлять интересы рабочего класса и других слоев населения. В начале ХХ сложились три теоретические модели взаимодействия государства и групп – синдикализм, корпоративизм и плюрализм.

Синдикализм (от фр. синдикат – профсоюз) видел будущую организацию общества как систему отдельных, добровольных, неконкурирующих, не иерархически организованных единиц (синдикатов), властно распределяющих ценности автономно, без вмешательства государства. Идеологи революционного синдикализма (Ж.Сорель, Г.Лягардель, Э.Берт), отвергая политическую борьбу и политические организации, считали высшей формой организации рабочего класса профсоюзы, которые должны взять под свой контроль и управление средства производства. Они выступали за тактику «прямых действий» (саботаж, бойкот, забастовки), а высшей формой борьбы определяли всеобщую экономическую ставку. Другой вариант синдикализма – солидаристский – был выдвинут видным французским ученым Л.Дюги. Он видел задачи синдикализма в компромиссе между трудом и капиталом, в укреплении социальной солидарности. Он предполагал перспективу возникновения федерации классов, организованных в синдикаты, отношения между которыми будут регулироваться соглашениями, основанными на взаимных уступках.

Корпоративизм (от лат. корпорацио – объединение, союз) возник как концепция государственного устройства, согласно которой отношения между трудом и капиталом регулируются государством, организующим и контролирующим с этой целью профессионально-отраслевые корпорации – в виде отдельных, принудительных, неконкурирующих, иерархически организованных единиц. Концепция корпоративизма была использована в фашистских государствах как основа социальной политики тоталитарного режима. Корпоративизм являлся идеологическим прикрытием политики всеобъемлющего контроля над предпринимателями и трудящимися со стороны правительства и правящей партии. В послевоенные годы вместо понятия «корпоративизм», дискредитированного фашизмом, в научной литературе стали использовать понятия «неокорпоративизм», «либеральный корпоративизм», «корпоратизм». Этими понятиями стали обозначать сложные и подчас разноплановые процессы взаимодействия государства и групп, направленного на выработку согласованной политики, в том числе так называемый «трипартизм» (сотрудничество государства, профсоюзов и предпринимательских организаций). В корпоративистской модели взаимодействия государства и групп приоритет отдается согласованию интересов (а не стихийной конкуренции), а инициатива и доминирующее положение в процессе согласования принадлежит государству, которое наделяет определенные большие организованные группы «монополией на представительство в своей области в обмен на известный контроль за подбором лидеров и артикуляцией требований и приверженностей» (Ф.Шмиттер. Неокорпоратизм. // Полис, 1997, № 2, с. 15).

Плюрализм исходит из наличия в обществе большого разнообразия интересов и, соответственно, групп, представляющих эти интересы. При этом имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов – экономических, социальных, политических, культурных, этнических, религиозных, региональных, отраслевых, экологических и т.д. Не отрицая политический статус личности как первичного источника власти и субъекта политики, сторонники плюрализма политический процесс рассматривают как межгрупповое взаимодействие, баланс в конкуренции интересов, в межгрупповых конфликтах и компромиссах. Это взаимодействие имеет преимущественно горизонтальный характер, а государству отводится роль окончательного арбитра, гарантирующего социальную справедливость, соблюдение законов и правил игры в конкуренции интересов.

Синдикализм, корпоративизм и плюрализм в начале ХХ века служили преимущественно в качестве некоторой утопической модели в поисках вариантов «идеальной политики» в сфере соотношения группы-общество-государство.

В последствии синдикализм утратил влияние как общественное движение, хотя некоторые синдикалистские тенденции все еще встречаются в профсоюзном движенииряда стран. Что же касается корпоративизма и плюрализма, то эти понятия сегодня используются в научных исследованиях в качестве теоретико-аналитического инструмента для выявления особенностей реально сложившихся демократий заинтересованных групп. При этом в последние годы исследователи указывают на необходимость преодоления чрезмерно жесткого разграничения плюралистических и корпоративистских моделей описания взаимодействия гражданского общества и государства. В реальной действительности эти модели в ряде стран сосуществуют и даже взаимодействуют, хотя основным концептом современных теорий демократии остается плюрализм.
(к содержанию)

В концепциях плюралистической демократии центральным элементом политической системы признается заинтересованная группа, участвуя в которой личность и реализует, по большей части, свою политическую субъектность. Именно группы интересов, наряду с политическими партиями создают основные механизмы опосредования отношений граждан с государством.

Группами интересов принято называть добровольные объединения, формирующиеся с целью выражения и отстаивания своих политически значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами. Многообразие интересов в современном обществе обусловливает деятельность многочисленных разнообразных и разноплановых общественных объединений. Они представляют интересы социальных, национальных, конфессиональных, региональных и других человеческих общностей, служат формой их коллективного действия. Вместе с тем для индивида участие в группах интересов – это и способ самореализации и самовыражения в общественной и политической практики, форма гражданской активности. Для политической системы наличие многообразных групп интересов – это укрепление прямых и обратных связей с гражданским обществом, эффективная система представительства социальных интересов.

Группы интересов выполняют важные общественные функции. Главными среди них являются функции артикуляции и агрегирования интересов. Артикуляцией называют процесс выявления, четного формулирования интересов людей, входящих в группу, выдвижение конкретных требований и лозунгов. В процессе агрегирования интересов множество частных интересов, ожиданий, потребностей сводятся в единые требования и программы, отражающие общегрупповые цели. Представляя определенные интересы, выдвигая требования и программы, группы интересов выполняют важную функцию информирования власти о наличии той или иной общественно значимой проблемы и желательных способах ее решения. Группы интересов могут предоставить органам власти экспертные разработки по интересующим их проблемам, а также делегировать своих экспертов для работы в различного рода консультативных советах и комиссиях, влиять на отбор кадров соответствующих властных структур. Таким образом, реализуется еще одна важная функция групп интересов – функция формирования и рекрутирования политических элит.

Отстаивание интересов группы в ее отношениях с властью придает группе интересов функции давления на власть. Акцентируя внимание на эту функцию групп, аналитики часто используют понятие «группа давления». Имеются в виду такие группы, которые не стремятся к овладению властью, но оказывают на нее воздействие с целью реализации определенных групповых интересов.

Понятие «группа интересов» шире, чем понятие «группа давления». Значительная часть интересов большинства групп реализуется в рамках гражданского общества помимо властных структур. Лишь тогда, когда осуществление коллективного интереса группы требует принятия властных решений, она превращается в группу давления. Для одних групп (в сферах религии, культуры, спорта, досуга и отдыха) эта трансформация может носить лишь эпизодический характер, для других же (организованные группы в политической, экономической, социальной сферах) – постоянный.

Вместе с тем группой давления называют и относительно узкую группу лиц, которая в интересах более широкой заинтересованной группы оказывает непосредственное воздействие на органы законодательной и исполнительной власти при принятии тех или иных решений. В американской политической практике такая деятельность получила название «лоббизма» и стала предметом правового регулирования. Американские лоббистские организации не являются самостоятельными группами интересов. Это профессиональные организации, выполняющие заказы различных групп интересов. В более широком смысле лоббированием принято называть отстаивание интересов тех или иных заинтересованных групп депутатами парламента, парламентскими фракциями при распределении бюджетных средств, определении налоговой и таможенной политики и т.д.

Кроме органов государственной власти объектами давления могут быть политические партии, а также общественное мнение. Основными средствами воздействия групп давления являются информирование и консультирование органов власти и официальных лиц, организация кампаний в средствах массовой информации с целью формирования общественного мнения в пользу требуемых группе решений, угроза отказа в поддержке на выборах, различные акции протеста и т.п. Возможны и скрытые формы воздействия с использованием личных связей членов группы в руководящих кругах. Иногда такое воздействие может принять форму коррупции. Следовательно, можно различать законные и незаконные способы деятельности групп давления. В разоблачении незаконных действий таких групп важную роль играют свободные СМИ. Очевидно, что различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами давления на власть. Эти ресурсы зависят от экономических и финансовых возможностей группы, ее численности, сплоченности, информированности, наличие или отсутствие личных связей в органах власти.

В научной литературе приводится различная типология групп интересов по разным критериям. Для сформировавшихся в российском обществе групп интересов наиболее очевидной представляется их классификация по общественным сферам их деятельности:

  • организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);
  • организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);
  • организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов и т.д.);
  • организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);
  • организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.).

(к содержанию)

Организационно-правовые формы общественных объединений граждан в Российской Федерации даны в Федеральном законе «Об общественных объединениях», принятом Государственной Думой в 1995 году.

В этом документе общественное объединение определяется как наиболее широкое понятие, включающее в себя различные организационные формы, в которых реализуется конституционное право граждан на объединение. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Закон устанавливает организационно-правовые нормы таких объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Формирование и функционирование всех форм общественных объединений основаны на принципах добровольности, равноправия их членов, самоуправления и гласности. Граждане вправе создавать по своему выбору общественное объединение без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственная регистрация необходима лишь для приобретения прав юридического лица. Закон не допускает вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательства общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом.


(к содержанию)

Общественные организации и общественные движения имеют ряд существенных различий. Отличие организационного характера состоит, прежде всего, в том, что общественная организация основана на фиксированном членстве, а общественное движение состоит из участников, но не имеет фиксированного членства.

Общественные движения представляют собой более широкие, массовые и менее формализованные объединения, чем общественные организации. Подчас они включают в себя различные общественные организации, объединяющиеся в движение для решения одной крупной социально-политической проблемы.

В отличие от политических партий общественные движения стремятся воздействовать на власть, но, как правило, не добиваются власти. Исключения составляют общественно-политические движения, созданные в качестве избирательных объединений, или находятся на этапе трансформации в политическую партию.

Общественно-политические движения в своем развитии обычно проходят несколько этапов. В начале возникает инициативная группа, которая обнародует основную цель движения, затем происходит расширение круга активистов и подключение к движению различных организаций, для которых приемлема провозглашенная цель. На этом этапе возможно проведение общего форума движения, на котором более четко формулируются идеи и требования. При этом нередко создаются координационные органы, но все же движение в отличие от партии обходится без формальной внутренней иерархии, систематической дисциплины, единой структуры. В дальнейшем общественно-политическая деятельность может привести к трансформации движения в общественно-политическую организацию или к затуханию движения в силу реализации первоначальной цели или отсутствия перспективы ее достижения.

Для общественных движений приемлема предложенная выше классификация по сферам деятельности. Наибольшей включенностью в политический процесс отличаются те движения, которые конституируются как общественно-политические. По своему характеру и ориентациям они подразделяются на революционные, реформаторские, консервативные, контрреволюционные. По социально-демографическому признаку различаются молодежные, студенческие, женские, ветеранские движения.

Наконец, необходимо различать понятие «общественное движение» как организационно-правовую форму общественного объединения граждан от понятия «социальные движения», обозначающего совокупность действий по реализации и защите интересов тех или иных социальных слоев или конкретных интересов глобального характера (рабочее движение, студенческое движение, антиядерные, пацифистские, экологические движения). Так, например, рабочее движение - это неформальная совокупность всех организаций и движений, которые своей основной целью выдвигают защиту тех или иных интересов рабочего класса.
(к содержанию)

 
        
| | | |
© 2001 Центр телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения