Опубликовал(а): (redaktor) Новость добавлена: 02.10.2013 Просмотров: 1406

Русский язык на Кавказе: наука и практика

Вчера в Баку прошла научно-практическая конференция  «Социолингвистические, лингвистические и лингвокультурологические  проблемы обучения русскому языку как неродному», в которой приняли участие молодые ученые-русисты Азербайджана, России, Грузии. Мероприятие состоялось в рамках Международного форума, который проводят Россотрудничество и ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

В Азербайджане русский язык занимает прочные позиции: в 335 школах и 27 университетах преподавание ведется на языке Пушкина и Толстого, число учащихся там превышает 100 тысяч человек. Потому конференция в Баку привлекла большое внимание специалистов. На пленарном заседании прозвучали доклады преподавателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого докторов филологических наук Р.В. Лопухиной, Д.А. Романова, Г.В. Токарева, а также представителей Азербайджана доктора филологических наук, профессора Ф.С. Наджиевой, доцента Л.З. Герайзаде, заслуженного учителя Ф.Э. Алекперовой. Темы выступлений были актуальны и тесно связаны с повседневной практикой работы учебных заведений. В частности, профессор Д.А. Романов в своем докладе сделал обзор современных подходов к изучению второго языка и так называемому «учебному билингвизму».
–   Самая главная задача любой дидактической системы,– отметил Дмитрий Анатольевич,– научить детей учиться, в том числе учиться языку. В последние годы на этот аспект в школе и вузе обращается особое внимание, что в частности нашло отражение в формулировании целей и определении содержания обучения второму языку. Однако, как справедливо отмечается многими учителями-практиками, только считается, что в школе дети приобретают навык учения (в том числе и лингвистического): к сожалению, чаще там учатся тому, как справляться с требованиями школы, вырабатывают стратегии, отвечающие требованиям учителя или дидактической ситуации, что бесполезно для дальнейшей жизни. Необходимо особо подчеркнуть: чтобы овладеть навыками эффективной лингвистической подготовки, нужны особые мыслительные навыки.
Работа в секциях «Новые аспекты преподавания морфологии и синтаксиса в национальной школе» и «Проблемы коммуникативной методики преподавания русского языка в вузе и в школе» позволила специалистам обменяться опытом, познакомиться с разными подходами к обучению русскому языку как неродному. Кроме того, в рамках форума организована выставка современной учебно-методической, справочной, научно-популярной литературы российских издательств, которая дала возможность филологам Азербайджана и Грузии увидеть, над чем работают их коллеги в России.
Форум в Баку проводится в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык на 2011-2015 годы». Он стал уже третьим подобным мероприятием: за два минувших года молодые русисты стран СНГ и Балтии собирались в Минске и Бишкеке.


Возврат к списку


Панин Владимир Алексеевич
Ректор ТГПУ им. Л.Н.Толстого,
профессор, доктор ф-м наук

Все события>>




Достижения



Всеросcийская организация качества



Национальный реестр



Национальный реестр



European Organization for Quality



European Foundation for Quality Management




Министерство образования и науки Российской Федерации

Проект модернизации педагогического образования

























Наши партнеры


Панин Владимир Алексеевич


Доктор физико-математических наук, профессор, проректор по финансово-экономической деятельности с 1996 г. по июль 2012 г.
Ректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого с июля 2012 г.
Страница Владимира Алексеевича
Система Orphus