Опубликовал(а): (redaktor) Новость добавлена: 29.03.2013 Просмотров: 1728

Лица двух эпох


Выставка книг, приуроченная к 190-летию со дня рождения К. Д. Ушинского и 125-летию со дня рождения А. С. Макаренко называется "Педагогические лица двух российских эпох".

В судьбе и педагогическом творчестве этих людей, при всей их кажущейся несхожести, много общего. До сих пор, увы, не написаны научные биографии как Ушинского, так и Макаренко, объективно освещающие все аспекты становления личностей педагогов в единстве с эпохой, в которые они жили.
Ушинский родился в Туле 19 февраля 1823 г. Удивительна и драматична его судьба. Перед Ушинским открывалась карьера учёного (уже в двадцать лет окончил первым кандидатом юридический факультет Московского университета). Он проявил себя как талантливый журналист, обнаружил незаурядные литературные дарования. Но окончательный выбор сделал в пользу педагогической деятельности.
Жизнь Ушинского была подчинена благородной и гуманной цели - просвещению народа как необходимому условию процветания и блага, развития и прогресса Родины. Ярославский юридический лицей, Гатчинский сиротский институт, Смольный институт благородных девиц – некоторые вехи его практической педагогической деятельности, насильственно прерванные (не в первый раз!) тогдашней властью.
Говорить о себе, о своей жизни, привлекать внимание к своей личности он не любил. Себя считал рядовым тружеником на ниве просвещения. Но уже многие его современники понимали, что в лице Ушинского наука о воспитании имеет одного из самых блестящих своих представителей. Он явился основоположником научной педагогики в России, ведущим реформатором русской школы и национального общественно-педагогического самосознания.
Его книги «Родное слово» и «Детский мир», методические материалы к ним многие десятилетия служили незаменимыми пособиями для учителей и родителей в повседневной практике обучения и воспитания.
Педагог-теоретик, педагог-философ, Ушинский впервые объединил в педагогике достижения антропологических наук, осуществил поразительный по своему объёму синтез научных знаний о человеке, кардинально менявший традиционный взгляд на задачи и содержание этой науки. Его капитальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» открывал новые пути развития педагогики, поднимал её на качественно новую ступень. И в этом – значение его вклада в мировую науку. Отечественная педагогика после Ушинского развивалась плодотворно в той мере, в какой она шла по проложенному им пути.
Макаренко родился через 17 лет после смерти Ушинского, 1 марта 1888 г. в г. Белополье Харьковской губернии. По свидетельству младшего брата, в детстве у Антона возникали трудности в общении. Близорукость, болезненность, мечтательность мальчика изолировали его от сверстников и вызывали серьёзные конфликты. Идея защиты ребенка от произвола и жестокости сверстников, создания условий для актуализации жизненных потребностей и интересов личности, красной нитью проходящая через всё творчество Макаренко, несомненно, отражала и его жизненные впечатления.
Антон отличался разносторонними творческими способностями: увлекался литературой, занимался живописью в студии учителя рисования, любил музыку, играл на скрипке.
В окружении Макаренко был очень высок престиж профессии учителя, поэтому отец выбрал ему эту профессию.
В семнадцать лет, после окончания двухгодичных учительских курсов, Макаренко начал работу в школе: был не только учителем, но и воспитателем школьного интерната. Он много работал над собой, в частности, изучал труды Ушинского, которые особенно привлекали его внимание.
В Полтавский педагогический институт Макаренко пришёл, имея опыт работы с детьми и желание получить ответы на вопросы жизни. Среди студентов выделялся своей начитанностью и творческим отношением к педагогической деятельности. С 1917 по 1919 год он заведовал большой школой, где вместе с младшим братом много внимания уделял внешкольной воспитательной работе. Именно в этом опыте родились элементы военизации, внимание к форме, строй, подтянутость, музыка, контроль школы за средой.
В силу различных причин Макаренко принял предложение стать заведующим колонией для, как тогда говорили, морально-дефективных детей.
Работа по 16 часов в сутки без выходных, настойчивый поиск принципиально новых средств воспитания искалеченных гражданской войной детей, признание успеха и изгнание с должности – всё это цена нового педагогического знания о воспитательном процессе.
В 1928 г. Макаренко переходит на работу в коммуну им. Дзержинского. Здесь ему удалось подтвердить мысль об огромной роли индустриального труда в воспитании человека. Однако он не остановился на этом и пошел дальше. Первым из педагогов Макаренко подчеркнул, что индустриальный труд без параллельно идущего нравственного воспитания личности оказывается нейтральным процессом. Коммуна с её шестьюстами воспитанниками становится лучшим воспитательным учреждением на Украине.
В 1933 г. читатели восторженно встретили опубликованную «Педагогическую поэму» - важнейшее художественно-педагогическое произведение Макаренко. В 1938 г. были опубликованы повесть «Флаги на башнях» и «Книга для родителей», ставшая настольной для целого поколения отцов и матерей. Вышли в свет педагогические произведения, в которых осмысливается опыт учебно-воспитательной работы.
Огромные перегрузки сказались на организме Макаренко. 1 апреля 1939 г. он умер от разрыва сердца.
Педагогические идеи Макаренко во многом определили направленность развития советской теории воспитания на десятилетия. Он был самым цитируемым автором из всех педагогов.
…Мы живём в XXI веке, который в мечтах гуманистов - мыслителей и писателей-фантастов представлялся веком Человека. Но суровая действительность нынешнего мира пока не соответствует этим представлениям. И если два ушедших века имели свои ярко выраженные педагогические лица, приближавшие подобную мечту, то в начале текущего столетия их, увы, пока нет. Так может быть нашему обществу стоит вновь обратиться к педагогическому наследию Ушинского и Макаренко, чтобы уверенней двигаться по вектору Человека к достойной жизни.
Книжная выставка, работающая в библиотеке университета, широко представляет это наследие студентам и всем посетителям читального зала.

Е.Г. Шаин,
профессор кафедры социально-педагогических наук,
социологии и политологии


Возврат к списку


Панин Владимир Алексеевич
Ректор ТГПУ им. Л.Н.Толстого,
профессор, доктор ф-м наук

Все события>>




Достижения



Всеросcийская организация качества



Национальный реестр



Национальный реестр



European Organization for Quality



European Foundation for Quality Management




Министерство образования и науки Российской Федерации

Проект модернизации педагогического образования






















Наши партнеры


Панин Владимир Алексеевич


Доктор физико-математических наук, профессор, проректор по финансово-экономической деятельности с 1996 г. по июль 2012 г.
Ректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого с июля 2012 г.
Страница Владимира Алексеевича
Система Orphus