Нам только 60

НАМ Т О Л Ь К О д ^ырастем_ № научно!) описал Солженицын просторы поля Куликова, _ы колышущиеся под дуновением порывистых ветров, приметы увядающей природы средней полосы, в коротких отблесках уходящего лета... Работать с большим ученым, общаться с ним - это великое благо, радость познания и школа нравственности. Как противовес «школе злословия» (Шеридан), школе кон­ формизма и сервильности, в которых восторжествовал принцип: «Что изволите, господин начальник?». Но, пожалуй, остается на всю жизнь у историков это проникновение в лабораторию большого ученого, овладе­ ние совокупностью его приемов, исследовательских про­ цедур, разработка гипотез, концепций научных трудов (диссертаций, монографий и т. д.). Короче говоря, что свидетельствует о методологической и методической куль­ туре исследователя, в данном случае историка. Что греха таить, история - остросюжетная наука. После 1917 года ее переписывали, переиначивали 5 -6 раз. К слову сказать, переписывание истории происходит и в наше время. Здесь важно не поддаться конъюнктуре, славословию в адрес политической элиты. Вадим Николаевич предпочитал про­ блемы социальные, экономические, культурологические, общественных движений (военная экономика, история, го­ сударственные учреждения, история Тульского края и т. д.). Для профессиональной работы историка задача № 1 - это наличие широкого круга источников, достаточного для анализа и выработки рекомендаций и формулирования выводов. Вадим Николаевич обычно говаривал: «Тему можно избрать любую - актуальнейшую, преактуальней­ шую. Но есть ли источники? Более того, новые, неизвестные историкам. При минимуме таковых можно вытянуть на ста­ тью, на параграф диссертации - и не более. А дальше что? Тему менять?». В. Н. Ашурков был блестящий источниковед. Знания, полученные в столичном вузе, плюс опыт работы в Тульском государственном архиве, а также в ведущих архивах страны 241

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=