Нам только 60

Шрастем. г0 было: СССР был страной воинствующего атеизма. Ина­ комыслие (в том числе в религиозной сфере) - преследова­ лось. Но он был человеком своего времени. Родился в семье «казюка» - казенного (читай: государст­ венного) служащего, а именно: начальника цеха (полковни­ ка) Тульского оружейного завода. Само собой разумеется, получил православное воспитание (хотя нигде и ни перед кем свои религиозные убеждения не выказывал). Помню, пройдя «школу Афгана», я встретился с Вадимом Николае­ вичем. Началась горбачевская перестройка. Казалось, что живем в рассыпающемся мире, в котором разбегаются смыслы, прошлое, как и будущее, оказывалось непредска­ зуемым. Я произнес нечто вроде моральной сентенции. «Человеку в нашей стране нельзя жить без веры,- размыш­ лял я, в какой-то степени опираясь на толстовское пони­ мание веры. - Она (вера - А. К.) ему нужна, как посох для странника («Калики перехожего»,-дополнил Вадим Ни­ колаевич), чтобы пройти через все бури и жизненные не­ взгоды и остаться самим собой». После некоторого раздумья Вадим Николаевич энергично закивал годовой в знак со­ гласия. От эмоционального напряжения глаза его увлажни­ лись. Видимо, в последние годы он много думал о проблемах веры, жизни и смерти. Он очень тяжело переживал преж­ девременную кончину жены Евгении Александров­ ны. Милой, отзывчивой женщины, создававшей уют и от­ дохновение для моего учителя. По-разному складываются взаимоотношения научного руководителя (я с гордостью говорю, что был первым по счету аспирантом Вадима Николаевича) и подопечного. Могут быть отношения официальными «от и до», а могут - доверительными (без панибратства), уважительными (под­ вести научного руководителя никак нельзя), если хотите - душевными. Когда твои личные бытовые проблемы - это и проблемы «шефа». За примерами ходить не надо далеко. Будучи аспирантом последнего курса (стипендия 105 руб­ лей - конец 60-х годов, семья и прочие расходы, встречи 239

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=