Нам только 60

были преподаватели по сценической речи для театральных институтов. В учебном плане много было лишнего, а чего-то и не­ доставало, и диссертацию никто из обучавшихся за эти три года защитить не смог, т. е. не успел. Но эти три года можно считать самыми интересными и плодотворными в моей жизни в отношении насыщения культурой. Утром - ауди­ торные занятия, потом - самостоятельные занятия в читаль­ ном зале Ленинской библиотеки, а вечером - театр с опре­ деленным анализом сценической речи. В эти три года просмотрены все лучшие спектакли московских театров с участием лучших артистов нашей страны. Аспирантурой руководила народная артистка СССР Евдокия Дмитриевна Турчанинова. Это гордость Малого театра. Ее речь считалась образцом русской литератур­ ной речи. Художественное слово вел народный артист Со­ ветского Союза Михаил Иванович Царев. Это наша любовь. До сих пор хранится у меня автограф на его фотографии: «Путь от "засохшего цветка" до "Телеграммы" довольно успешный, милая Симочка. Желаю Вам и в дальнейшем такого же темпо-ритма!». Первое, что я читала на занятиях, было стихотворение А. С. Пушкина «Цветок», а на выпуск­ ном экзамене - рассказ К. Паустовского «Телеграмма». Грустно было расставаться с Москвой, с аспирантурой, с Малым театром, с Михаилом Ивановичем Царевым - с нашим Михом, как мы его называли... Назначение на ра­ боту я получила в Свердловск - преподавателем сценичес­ кой речи в Уральский театральный институт. Боялась уез­ жатьтак далеко от дома, но институт встретил меня радушно и приветливо. Два года я проработала там с большой ра­ достью и удовольствием. Вышла замуж за студента выпуск­ ного курса. В 1950 году - указ правительства о ликвидации всех периферийных театральных институтов. Я попадаю под со­ кращение. Пишу в родную Тулу, в пединститут, с просьбой 115

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=