Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

97 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. трансформация отражает процесс десакрализации духовного опыта, в котором главной целью становится не просветление, а эффективность и психологическое благополучие. Медитация также проникает в сферу поп-культуры и медийного самопредставления. Блогеры, коучи, инфлюенсеры в области психологии и саморазвития используют медитативные практики как часть своей публичной идентичности, предлагая подписчикам курсы «духовного роста» и «перезагрузки сознания». Особенно популярны «ретриты выходного дня» и марафоны «осознанности», включающие элементы йоги, дыхательных практик и guided-медитации. В таких форматах духовная практика всё чаще превращается в продукт, вписанный в рынок впечатлений и лайфстайл- сервисов. Отдельный пласт составляет эстетизация медитации в визуальной культуре: стилизованные изображения Будды, тибетские мандалы, мантры и асаны становятся элементами дизайна интерьеров, одежды, сувениров. Это сопровождается символическим потреблением, при котором эстетическая форма отрывается от содержания, и медитация редуцируется до культурного маркера «осознанного образа жизни». Тем не менее, цифровая среда создаёт не только упрощённые формы практики, но и новые возможности для подлинного погружения. Появляются онлайн-платформы, где работают сертифицированные учителя, проводятся трансляции из буддийских монастырей, переводятся древние тексты. Ведущие центры, ориентированные на глубокое освоение медитации (в том числе в традиции випассаны, дзэн, йоги), используют цифровые технологии для распространения знаний и сохранения традиций [2]. Таким образом, массовая и цифровая культура задаёт амбивалентную траекторию развития медитации в России: с одной стороны – это путь поверхностного потребления и обесценивания сакрального; с другой – это канал доступа к знаниям, ранее недоступным для широкого круга людей. Массовизация порождает риски тривиализации, но одновременно демократизирует духовные практики, делая их частью нового культурного ландшафта. Заключение Проведённый анализ позволяет утверждать, что феномен медитации в современной российской культуре является сложным, многослойным и динамичным процессом. Отношение к медитативным практикам прошло путь от полного отчуждения и идеологического запрета – к активному культурному освоению, адаптации и переосмыслению. Медитация перестала быть исключительно чуждым или эзотерическим элементом, а приобрела различные формы, вписанные в повседневность, образование, психологическую практику и даже массовую культуру.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=