Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
95 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. С конца 1990-х годов в российской культуре происходит активная популяризация медитации в связи с глобальными культурными трендами, массовым переводом восточной литературы, развитием психологической помощи, а также возникновением многочисленных йога- и ретрит-центров. Однако характер адаптации практик остаётся двойственным: с одной стороны, наблюдается стремление к подлинности и традиции, с другой – тенденция к секуляризации и упрощению, выражающаяся в таких явлениях, как «медитация для продуктивности» или «mindfulness на каждый день» [8]. Таким образом, историко-культурная траектория восприятия медитации в России демонстрирует путь от непонимания и идеологического запрета – к частичной адаптации и активной популяризации. Этот путь не является завершённым: он продолжается в виде поиска баланса между духовной глубиной и прагматичностью, между заимствованием и внутренней переработкой. Формы и направления адаптации медитации в современной российской культуре Современное восприятие медитации в России отличается высокой степенью многослойности и эклектичности. Она не существует в единой форме, а адаптируется к различным культурным, социальным и мировоззренческим контекстам. Эта трансформация включает в себя не только внешние изменения в формах практики, но и глубокую переинтерпретацию смыслов, сопровождающуюся процессами секуляризации, прагматизации и культурного синтеза. Одним из ключевых направлений адаптации медитации в российской действительности стало её встраивание в сферу популярной психологии и wellness-культуры. В этой парадигме медитация позиционируется как инструмент для снижения стресса, повышения продуктивности, управления эмоциями и улучшения качества жизни. Такие подходы часто основываются на западной модели mindfulness-медитации, популяризированной Дж. Кабат- Зинном и другими западными авторами [3]. В российских реалиях данная практика широко представлена в психологических тренингах, коучинге и приложениях для ментального здоровья. Параллельно развивается направление, связанное с духовно- религиозным синкретизмом, когда медитация сочетается с элементами православия, эзотерики, восточных культов и даже неоязычества. Так, в некоторых духовных школах, работающих в России, наблюдается попытка «перевода» восточных терминов и состояний на язык русской христианской традиции (например, соотнесение дзэн-созерцания с «Иисусовой молитвой»). Это явление отражает глубокую потребность в культурной легитимации практик, пришедших извне, посредством их укоренения в привычных для россиянина духовных кодах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=