Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
94 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. образом медитативные практики трансформируются в процессе интеграции в локальную культурную среду, какие традиционные и современные элементы вступают в диалог, и каковы перспективы развития этих практик в условиях культурного плюрализма. Методологическая основа исследования базируется на философско- культурологическом анализе, опирающемся на принципы сравнительного подхода, герменевтики и системного рассмотрения культурных процессов. Особое внимание уделяется взаимодействию глобальных и локальных дискурсов, в рамках которых формируется современное понимание медитации как культурного и духовного феномена. Историко-культурный контекст восприятия медитации в России Появление интереса к медитативным практикам в России нельзя рассматривать как линейный или однородный процесс. Исторически отношение к подобным практикам в отечественном культурном пространстве формировалось в условиях сложных социокультурных трансформаций, идеологических запретов, религиозной цензуры и последующего духовного поиска, особенно усилившегося в постсоветский период. В дореволюционной России элементы восточной философии и духовности были известны в узких кругах интеллигенции, в первую очередь благодаря трудам русских востоковедов и философов. Особое внимание стоит уделить влиянию индийской философии на мыслителей религиозно- философского ренессанса начала XX века, включая В. Соловьёва [5], С. Булгакова [1] и П. Флоренского [7]. Однако глубокое понимание и практическое освоение медитации в этот период оставались эпизодическими и преимущественно теоретическими. В советскую эпоху официальная идеология отрицала религию как форму «ложного сознания» и, соответственно, любые духовные практики, включая медитацию, воспринимались как элементы враждебной идеологии или религиозного мышления [4]. Восточные философии либо игнорировались, либо изучались исключительно в рамках научного атеизма и политической полемики. Медитация в этот период почти полностью отсутствовала в публичном культурном пространстве, за исключением эзотерических кругов и «подпольной» литературы, доступной только ограниченному числу людей. Ситуация кардинально изменилась в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Распад Советского Союза сопровождался глубокой духовной дезориентацией общества. На фоне краха прежней идеологической системы и кризиса традиционных религий широкие массы начали искать новые формы мировоззренческой опоры. Восточные духовные практики, включая медитацию, оказались востребованы как альтернативные пути к внутреннему балансу, личностному росту и «высшей истине» [6].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=