Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
9 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. практики» – проверка тела на выносливость) [14, c. 62-69]. И только своей моральной частью искусство жизни входит в искусство морали. Дж. Селларс подсчитал, что словосочетание «искусство жизни» (techne peri tou biou) встречается в античной литературе в его моральном приложении 41 раз, причем чаще всего у Секста Эмпирика (в 34 случаях), который активно критиковал стоическую этику. Из латинских авторов понятие «искусство жизни» (ars vitae) встречается у Цицерона в трактате «О границах добра и зла» и в «Тускуланских беседах», у Сенеки в «Нравственных письмах к Луцилию» и у Эпиктета в «Беседах» [8, с. 239]. В «Беседах» Эпиктета в частности говорится, что подобно тому, «как дерево – предмет плотника, медь – скульптора, так собственная жизнь человека есть – предмет его искусства жизни» [2 с. 66]. И далее Эпиктет замечает, что жизнь другого человека – «это предмет его собственного искусства жизни». Из этих слов можно заключить, что, не смотря на общий образец искусства жизни, каждый человек привносит в это искусство свою особенность, в основе которой лежат уникальность жизненного опыта, понимание ключевых моментов преобразования и совершенствования своей душевной природы и т.д. В чем же заключалась особенность толстовской модели искусства жизни? На наш взгляд, в создании нормативной программы «жизни в настоящем» и ее непосредственному приложению к ситуации морального выбора и совершения поступка. В этом смысле модель искусства жизни Толстого можно назвать «искусством поступка». Как Толстой пришел к данному жизнепониманию? Еще в трактате «О жизни» Толстой, опираясь на Канта, пришел к выводу, что духовная жизнь человека совершается «вне времени и пространства». Логика его рассуждений такова: «Разумная жизнь есть. Промежутки времени одной минуты или 50000 лет безразличны для нее, потому что для нее нет времени. Жизнь человека истинная – та, из которой он составляет себе понятие о всякой другой жизни, – есть стремление к благу, достигаемому подчинением своей личности закону разума. Ни разум, ни степень подчинения ему не определяются ни пространством, ни временем. Истинная жизнь человеческая происходит вне пространства и времени» [12, с. 362]. Существенную роль в придании понятию «духовной жизни человека вне пространства и времени» статуса жизни в настоящем сыграло знакомство Толстого с мыслями Марка Аврелия. Известно, что в библиотеке Ясной Поляны представлены два издания Марка Аралия – французский и немецкий переводы с греческого. Первый («Pensees de Marc-Aurele»), выполненный М. Жоли, входит в сборник «Древние моралисты» (Les moralistes anciens. Traduits du grec. Paris, 1841). Второе издание «Selbstgesprache» – немецкий перевод К. Клесса с традиционным в научном обиходе делением записей на двенадцать книг. На страницах «Размышлений» остались следы чтения Толстого того и другого изданий с подчеркиванием и добавлением значков NB и аббревиатур, в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=