Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

87 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. исполнительской школы» (прежде всего, это система «Юеэге»: новая музыкальная культура Китая). При этом в исторической эволюции китайской музыки основные формы музыкального наследования отражают этическую конфуцианскую парадигму и стандарт национального исполнительства. Сегодня же в «Новом Китае» механизм музыкального наследования развивается на пути сопряжения преемственности и современности, ориентируясь на культурную стратегию приоритетного развития национальной музыкальной культуры и верности традиции. То есть, в нашем понимании механизм музыкального наследования и его формы сочетают традиционные и новационные компоненты, отражают основные тенденции в музыкальной жизни Китая. Наиболее основательно данный механизм представлен пластом народной музыкальной культуры («фольк- наследование). И хотя здесь активно развиваются новые элементы (музыкальные технологизации, эстетические импровизации, творческий эксперимент и др.), тем не менее, народная форма наследования в целом эффективно совмещает черты и характеристики «древней» и «новой» музыкальной культуры, традиции и современности. Действительно, на протяжении тысячелетней китайской истории особое место в музыкальной культуре Китая принадлежит механизму наследования народной музыки, исторический путь которого начинается в Древнем Китае, развивается в «Новом Китае» и в настоящее время включён в основные направления культурной политики в современной КНР на этапе модернизации. Говоря о значимости народной формы наследования и её весомой роли в развитии китайской культуры, становлении национальной музыкальной школы, отметим, что на эти процессы решающее влияние оказало «Движение 4 мая», положившее начало «литературной революции» с требованием отказа от «мёртвого, малопонятного массам языка «веньянь» и утверждения в правах «живого» китайского языка, своего рода прелюдии китайской национальной поэзии и литературы. Об этом пишут, в том числе, и современные китайские специалисты. В частности, по свидетельствам Чан Лиин: «Трудовая практика предоставляет условия для накопления опыта создания песен, дифференцирующихся по способам выражения особенностей трудового процесса и характеру музыки [8, с. 3]. Источники сообщают, что народные песни древнего сборника «Шицзина», отражавшие и закреплявшие эстетические взгляды конфуцианства, воспитывали семейные чувства уважение к старшим, честность, чувство сыновьего и государственного долга, дисциплины, терпимости и др. Они также включали правила понимания «прекрасного», соблюдения прав и обычаев государства в рамках семейного «воспитания музыкой. Данная традиция, укрепляясь и не теряя своей роли в механизме музыкального наследования, существует во всех провинциях современного Китая, сохраняя принцип преемственности в «древность». Во многом именно поэтому в современной КНР народная форма наследования

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=