Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
86 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. первозданных традиций» [1, с. 3] и др. Всё это позволяет, по уточнению Синь Юйфэен, исследовать «традиционную и современную культуру Китая как знаково-кодовую систему» [6, с. 117], отражающую ментальность «китайского человека» в его базовых характеристиках и его восприятие музыки как духовной и практической ценности. Кроме того, многие европейские путешественники и древние китайские источники описывают колоритные концепт-образы китайской музыки и её эстетические характеристики. Источники повествуют о том, что древнекитайская эстетики и её образно-символическая система отражают, прежде всего, жизнь народа, его мысли, чувства, надежды, связь с картиной мира китайского человека, его единение, слияние с философией природы и её двумя противоположными началами «Инь» – «Янь». Подчёркивается, что без этих конструктивных элементов, присутствующих во всех формах китайского нематериального наследия, практически невозможно представить развитие жизнеспособного национального музыкального искусства. Оно богатого уникальными и специфическими традициями, связанными с жизнью широких масс трудового народа. Говорится также о том, что в процессе длительной собственно китайской музыкальной практики были открыты определённые художественные закономерности; постепенно складывались основы музыкальной теории, обобщался художественный опыт. В том числе, почерпнутый посредством впитывания китайскими музыкантами «плодотворных принципов реалистической европейской музыки. Это, в частности, позволило улучшить способы изготовления музыкальных инструментов и повлияло на развитие инструментальной и вокальной музыки, способствовало зрелости музыкальной теории и практики и др.», – пишет Люй Цзи. В то же время в статьях китайских композиторов, музыковедов высказывается критика в адрес тех музыкальных деятелей китайского происхождения, которые в ущерб «национальному» проявляют чрезмерную заинтересованность в отношении развития, достижений, успехов зарубежной музыки, отмечается, что часть из них даже откровенно увлечена ею. Все эти аспекты повышают актуальность тематики, затрагивающей аспекты механизма музыкальной преемственности и наследования, в том числе, в культурно-цивилизационном пространстве современного Китая. Под механизм музыкального наследования мы понимаем исторически сложившиеся формы и способы развития китайской музыки: это династическая (она же императорская), храмовая, народная, военная формы, посредством которых шло (и развивается сегодня) формирование музыкальной культуры Китая и китайского национального музыкального стиля. Их природа и содержательные характеристики связаны с онтологическими и мировоззренческими основаниями генезиса китайской музыкальной культуры, со становлением форм китайской музыкальной эстетики и «национальной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=