Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
84 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. aesthetic paradigm of the continuity of folk music culture, complimentarily combining ‘ancient’ and ‘new’, tradition and innovation. The novelty of the article is to substantiate the ethical boundary between the ancient Chinese musical tradition and the modernization processes in the field of modern folk music practices. As a result , the authors formulate main conclusions of the study, showing that today, at the stage of modernizing China, this inheritance mechanism remains an integral part of family "music education", being considered as an important factor in state cultural policy and being part of China's national strategy. However, under the conditions of the New China, it undergoes certain transformations, partly related to the phenomenon of "cultural borrowing" in Chinese musical and educational discourse. Keywords : China, folk music, cultural code, succession, mechanism of inheritance, tradition, modernization, border, upbringing, "respect for antiquity", cultural borrowing. DOI 10.22405/2304-4772-2025-2-83-91 Актуальность. Статья посвящена актуальной для современной КНР теме механизму музыкальной преемственности, в значительной мере, обусловленной неоднозначной культурно-идеологической ситуаций в современной КНР, которая, в том числе, распространяется на феномен музыкальной культуры и культурно-историческую модель её наследования. В силу объективно причинно-следственных факторов эта сфера является объектом междисциплинарного системного аналитики, в которой первостепенная роль, с нашей точки зрения, принадлежит логико- рациональному и философско-этическому дискурсивному осмыслению. В самом общем виде ситуативная специфика может быть обозначена через отсылку к академическим кругам китайских исследователей по данной проблематике. И состоит в том, что, как пишет Синь Юйфэн: «Современный Китай активно балансирует между сохранением своих традиционных ценностей и адаптацией к вызовам современности, опираясь на концепцию «мягкой силы» [6, с. 3]. Также, на наш взгляд, абсолютно справедливо китайские учёные в рамках многомерного подхода к цивилизационному генезису Китая пишут о том, что в сложные исторические периоды «смены вех», на стадиях кризисных потрясений и культурных разрывов нарушается буквально вся конструкция общества (от экономико-технологической и государственно-политической сферы до нормативно-ценностной системы), что ведет к сложным социокультурным трансформациям во всех жизненно важных сферах. Во многом именно поэтому, достаточно правомерно исходя из неоднородности ценностной матрицы динамики современного Китая, Синь Юйфэн формулирует проблемный стержень сегодняшних китайских реалий, состоящий в «…выявлении противоречий между традициями и новациями в ходе модернизационных процессов и актуализации традиционной культуры в контексте цифрового развития современного Китая [6, с. 5], обостряющими проблему культурной трансляции социальной памяти в условиях модернизации. То есть, с одной стороны, модернизационное ускорение обусловило экономическую мощь и международный статус «Нового Китая». С
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=