Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
78 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. под названием «X». Возможность публикации в нем текста была изначально ограничена 140 знаками. По мнению исследователей, «Твиттер» «… это не традиционный блог в чистом виде, как, например, Живой Журнал, а, скорее, средство оперативного общения, гибридная форма, которая соединила в себя свойства нескольких Интернет-сервисов: службы мгновенных сообщений, блога, электронной почты и социальной сети» [4, с. 12]. О популярности «Твиттера» говорит тот факт, что свои аккаунты в нем завели многие публичные личности – политические деятели, спортсмены, представители современной массовой культуры. В настоящее время в «Твиттером» пользуется порядка 600 миллионов человек. Тем не менее очевидно, что существующее ограничение количества печатных символов не предполагает сколько-нибудь глубокого проникновения в обсуждаемые темы. Некоторые исследователи отмечают, что эта цифровая квота «… заставляет мыслить сжато, кратко, что сопровождается посредственным и плоским мышлением» [2, с. 204]. И действительно, попытка выразить мысль, ограниченную количеством знаков, очевидно приводит к её упрощению, а, следовательно, и искажению. Следующей социальной сетью, отличающейся от других расширенными возможностями по загрузке и редактированию медиафайлов, стал «Инстаграм» (англ. Instagram) (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России) – продукт компании Apple, выпущенный ей в 2010 году. В данной сети интеллектуальный контент стал еще незначительнее, основное место там занимают фото и видео материалы, под которыми и расположено текстовое к ним сопровождение. Впрочем, зачастую авторы публикаций обходятся и без него, ограничиваясь хэштегами. Ежедневно в «Инстаграм» (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России) заходит более полумиллиона пользователей. Заключительным продуктом этой социально-культурной инволюции на сегодняшний день является «ТикТок» (англ. TikTok) – запущенная в 2018 году платформа для коротких видеороликов. Для их создания пользователи выбирают фоновую музыку, и накладывают её на 15-ти секундный видеоролик, который и является в данном случае конечным продуктом. Сервисом «ТикТок» в настоящее время пользуется порядка двух миллиардов пользователей. Примитивный, несущую минимальную смысловую нагрузку контент видеороликов в несколько десятков секунд является апофеозом продолжающейся редукции в контексте умственной деятельности человека в современном социокультурном пространстве. Безусловно, динамика роста пользователей различных социальных сетей в последние годы была нарушена происходящими глобальными геополитическими сдвигами в мире (в частности, блокировкой некоторых из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=