Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

77 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. сообщества. В «Живом Журнале» происходили дискуссии на различные темы, касающиеся всего спектра научных, социальных и общественно-политических проблем. Ряд публицистов и писателей загружали в него черновики своих текстов, которые обсуждались с другими пользователями, после чего издавались уже в переработанном виде. Падение популярности «Живого Журнала» стало заметным к концу 2000-х годов, когда в интернете появились и стали развиваться новые социальные сети. Как отмечалось, «с января по август 2011 г. месячное число уникальных пользователей мирового ЖЖ снизилось на 8,2 млн до 27,7 млн (-23%)» [8]. Множество журналов оказалось заброшенными авторами, которые покинули «Живой Журнал» и ушли на альтернативные площадки. Так, по данным статистики, к концу 2012 года в «Живом Журнале» было зарегистрировано более 40 млн. пользователей, однако активных из них было менее 400 тысяч (менее 1%). К настоящему времени в «Живом Журнале» осталось считанное количество «живых» пользователей, создающих уникальный контент. Следующей социальной сетью, появившейся в интернете, стал «Фейсбук» (англ. Facebook) (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России). Созданный в 2004 году М. Цукербергом, он быстро завоевал всемирную популярность. К концу 2024 года число пользователей данной сети составляет порядка 3 миллиардов. «Фейсбук» (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России) принципиальным образом отличался от «Живого Журнала». Если в «Живом Журнале» «… центром является текст, а доминирующей практикой становится его чтение и дискуссия» [11, с. 119], то в социальной сети типа «Фейсбук» (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России) превалирующим является профиль пользователя – то есть его фото (аватар) и информация о себе. Таким образом, мы видим здесь типичный образец самопрезентации, не связанный со смысловым наполнением аккаунта текстом. Соответственно в «Фейсбуке» (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории России), по сравнению с «Живым Журналом», можно отметить заметное уменьшение интеллектуальной составляющей публикуемого контента. Большее значение стало придаваться публикации фото, выражению одобрения или неодобрения постам других пользователей не в рамках осмысленной дискуссии, а с помощью лайков и дизлайков. Еще рельефнее тенденция к сокращению интеллектуального контента и текстового пространства проявилась в социальной сети «Твиттер» (англ. Twitter), созданного в 2006 году, и известного после ребрендинга в 2024 году

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=