Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
75 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. продвижение игры в блиц – молниеносные шахматы, с контролем времени пять минут каждому участнику до конца партии. В настоящее время ежегодно проводятся чемпионаты мира и отдельных стран по быстрым шахматам и блицу, а с 2012 года по их результатам стали присваивать международный рейтинг ЭЛО. Прошло совсем немного времени, и стала актуальной аналогичная проблематика, связанная с ускорением ряда процессов в культурном пространстве в ущерб внутреннему содержанию культурного и научного контента. Саммари: «Анна Каренина» за три минуты Одним из важнейших маркеров данных процессов является феномен такого явления, как саммари. Саммари (от англ. Smart Reading) – это короткое изложение материала, в основном художественной литературы. Шедевры мировой классики переписываются так, чтобы их можно было прочитать за короткое время, создается своего рода аннотация, которая, по мнению сторонников саммари, способна заменить оригинал. Так, в предисловии к работе «Все шедевры мировой литературы в кратком изложении» авторы приводят ряд аргументов в пользу своей точки зрения. Прежде всего, они отмечают, что подобное явление широко распространено на Западе, где «… элементарное представление о сюжете «Анны Карениной» зарубежный читатель может получить за несколько минут» [3, с. 5]. Недостаточное внедрение саммари в культурную матрицу России авторы обосновывают «…духовным максимализмом», обусловленным «спецификой нашей культуры и национального менталитета» [3, с. 5]. По их мнению, ввиду большого объема существующий на данный момент классической литературы, человек физически не в силах прочитать даже важнейшие произведения мировой классики. Из этого следует вывод о пользе и даже необходимости саммари-текстов. В настоящее время саммари набирает обороты, в том числе и в России. На крупнейшем отечественном сервере саммари «Smart Reding» сегодня зарегистрировано около полумиллиона пользователей. Аргументы сторонников саммари являются, по меньшей мере, спорными. Очевидно, что полученные за несколько минут знания об «Анне Карениной» будут лишь неудачным симулякром исходного, классического текста. При сжатом изложении сюжета будет потеряно большинство достоинств художественной литературы: эмоциональная окраска, описание чувств героев произведения, духа времени, в котором происходит действие. Как совершенно верно отмечают критики саммари-текстов: «Исключительно сложно, на наш взгляд, даже правильно понять сюжет произведения, если из него убрать, например, чувства Наташи Ростовой после первого в ее жизни бала; размышления, переживания душевные муки и метания героев Достоевского, описания природы Пришвина» [5, с. 17]. Также отмечается, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=