Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

7 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. мудрецов: «Ничего сверх меры!», «Для тех, кто жаден, всякая корысть мала»; «Что сделал другим, того же от других и жди [9, с. 224-225]. Но, конечно же, «Нравственные письма к Луцилию» наполнены его собственными наставлениями в духе Аrs moralis, такими, как, например, «Все заботятся не о том, правильно ли живут, а о том, долго ли проживут; между тем жить правильно – доступно всем, жить долго – никому [9, с. 42]. Аrs moralis явилась важнейшей частью практики «духовных упражнений». Пьер Адо пишет о том, что метод медитации в том виде, в каком он изложен и практиковался в знаменитой книге Игнатия Лойолы «Exercitia spiritualia», берет свое начало именно в духовных упражнениях античной философии. При этом духовные упражнения, практиковавшиеся стоиками и эпикурейцами, имеют те же самые свойства, что и у Игнатия Лойолы. «Они уже вырисовываются в сократическо-платоновском диалоге и продолжается до конца античности. Это связано с самой сущностью античной философии, которую древние представляли в качестве духовного упражнения» [1, c. 65-66]. Особое положение духовные упражнения занимали в этике Поздней Стои, где они «представляли собой «терапию, подготавливающую морального субъекта к возможным казусам, с которыми он может столкнуться в своей повседневной жизни» [2, с. 29]. Пьер Адо дает следующее описание стоических духовных упражнений: вначале внимание , затем медитации (в качестве «подготовительных упражнений»), за ними – «воспоминания о том, что есть благо», после чего более интеллектуальные упражнения, а именно чтение, слушание, поиск, углубленное исследование, и, наконец, более активные упражнения – практика самообладания, исполнение должного, индифферентное отношение к безразличным вещам [1, c. 26]. Этика Толстого, особенного позднего периода, выраженная в жанре «мудрых мыслей» в значительной степени является продолжением и развитием этой традиции. Ее своеобразие заключается в том, что Толстой попытался создать общечеловеческий, мировой канон мудрости как искусства морали, дополнив античную и христианскую традицию даосским, конфуцианским, индо-буддийским и арабо-мусульманским духовным опытом ars moralis. Первые опыты Толстого в этом направлении имели прикладное назначение в виде «мыслей на каждый день», «круга чтения» и т.п. И лишь в завершающей книге «Путь жизни» Толстой попытался создать структурированную и логически последовательную концепцию этики в духе Аrs moralis, послужившую также структурной основой разрабатываемого усилиями В. Г. Черткова и Ф. А. Страхова (и до сих пор еще не изданного) «Свода мыслей», работа над которым велась более 30 лет и источниками которого стали не только нравственно-философские, но также художественные и публицистические произведения Толстого [коммент. 2]. О том, какое значение Толстой придавал духовному обоснованию этической концепции «Пути жизни» свидетельствует тот факт, что над текстом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=