Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
68 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. Выводы. На основании проведенного исследования можно заключить следующее: цифровая этика – вид прикладной этики, который исследует прак- тические моральные проблемы, возникающие в ходе цифровизации различных областей современного общества; ключевые принципы цифровой этики (доступность, приватность, безопасность, прозрачность, ответственность, уважение, справедливость, право на цифровую и медиаграмотность) – являются основополагающими ориентира- ми во взаимоотношениях между людьми в цифровом пространстве и взаимо- действии между человеком и цифровой технологией; цифровая этика высшего образования предстает как этическая ин- терпретация практических проблем (дилемм), возникающих в ходе внедрения и использования новых технологий в образовательный процесс университета; интеграция принципов цифровой этики в цифровой образователь- ный процесс позволяет обеспечить соблюдение прав и свобод студентов, препо- давателей и сотрудников вуза, а также создать необходимые условия для инно- вационного и устойчивого развития высшей школы в целом; представленные рекомендации по обеспечению соблюдения прин- ципов цифровой этики способствуют не только формированию цифровой об- разовательной среды, характеризующейся высокой степенью безопасности и комфорта, но и поддержанию этоса университета в условиях цифровизации. Литература 1. Бурнашев Р. Ф. Философские аспекты цифровой этики в эпоху тех- нологического прогресса // Universum: общественные науки. 2023. № 12 (103). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/16461 (дата обращения: 16.04.2025). 2. Валеева Г. В. Цифровая этика высшего образования как новый вид прикладной этики // Современные тенденции развития фундаментальных и при- кладных наук : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. (Брянск, 25 янв. 2025 г.) / под ред. С. А. Коньшаковой. Брянск: БГИТУ, 2025. С. 63–65. 3. Выходец Р. С., Шляпников В. В. Краткий исторический обзор ис- следований в области цифровой этики // Общество. Среда. Развитие. 2021. № 4. С. 43–47. 4. Дедюлина М. А. Компьютерная этика: философское осмысление // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13416 (дата обращения: 16.04.2025). 5. Днепров С. А. Взаимодействие педагогов и обучающихся в эпоху цифровизации: образование и эргономика // Инженерное мышление: социаль- ные перспективы : материалы междунар. междисциплинарной конф. (Екатерин- бург, 12-13 февр. 2020 г.). Екатеринбург: Деловая книга, 2020. С. 105–111.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=