Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
66 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. принцип приватности в цифровом образовании раскрывается как право студента и сотрудников вуза контролировать и защищать личную инфор- мацию от стороннего доступа. Для его соблюдения необходимо внедрение по- литики по защите персональных данных, которая включает возможность предо- ставления анонимных сведений, ограничение стороннего вмешательства в базы данных университета, тренинги по вопросам конфиденциальности. Безусловно, данный принцип связан с такими принципами цифровой этики как принцип безопасности и прозрачности. Безопасность в цифровой образовательной сре- де предполагает работу над повышением защиты от кибератак во избежание утечки информации, ее несанкционированного использования, срыву образова- тельного процесса, недоверию цифровым технологиям, а также уязвимости цифрового университета как социального института в целом. Кроме того, необ- ходима прозрачность в отношении проводимой политики защиты цифровой среды университета, обеспечение которой возможно через создание открытых каналов обратной связи, предоставления отчетности о цифровых процессах и применяемых цифровых технологиях, о сборе персональной информации (для чего она будет использоваться и как храниться) в конкретном высшем учебном заведении. Реализация указанных принципов позволит создать надежную и за- щищенную образовательную среду, в которой ее ключевые акторы смогут без- опасно взаимодействовать и использовать инновации; принцип ответственности раскрывается в способности и готовности студентов, преподавателей, а также руководства вуза отвечать за последствия использования цифровых технологий в образовательном процессе, что подразу- мевает: целесообразное использование «цифры», создание качественного контента, этичное и осознанное использование ИИ в принятии какого либо ре- шения, соблюдение авторских прав, а также регулярный мониторинг результа- тов внедрения инноваций. Соблюдение данного принципа позволит обеспечить высокое качество цифрового высшего образования, создать необходимые усло- вия для усвоения будущими специалистам востребованных на рынке труда компетенций, предотвратить негативные последствия использования цифровых технологи, сформировать добросовестное отношение к интеллектуальному тру- ду и авторскому продукту, повысить уровень «цифровой зрелости» университе- та в целом; принцип уважения содействует гармоничному и успешному взаимо- действию всех субъектов цифрового образовательного процесса, что видится возможным благодаря поддержанию равноправного участия студента (контроль качества получаемых знаний, умений и навыков) и преподавателя (использова- ние доступных цифровых инструментов для подготовки к занятиям) [5], акаде- мической свободы профессорско-преподавательского состава; культурному об- мену и принятию различных взглядов по вопросам цифрового образования; правилам и нормам общения в цифровой среде (цифровой этикет);
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=