Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

65 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. необходимых компетенций для результативной работы с новыми технология- ми. Указанные принципы предполагают перенос нравственных норм и ценностей в цифровое пространство, их адаптацию и переосмысление в условиях технологических возможностей и вызовов, что, по мнению Р. Ф. Бурнашева, является основой для разработки стандартов внедрения цифровых технологий и «создания этичной цифровой среды» [1]. Принципы цифровой этики в контексте цифровизации высшего образования. Цифровая этика в условиях цифрового процесса, происходящего в высшей школе, выступает как «прикладная этика как высшего образования – постоянно обновляемый дискурс эпистемологического и нравственно- рефлексивного взаимодействия между участниками процесса» [8, с. 29]. Важно отметь, что в настоящее время не сложилось устойчивого определения понятия «цифровая этика высшего образования» поскольку данная область находится в стадии активного развития и формирования, в связи с использованием инновационных технологий, порождающих многообразие этических проблем. В работах современных исследователей она выступает, с одной стороны, как свод моральных норм и правил поведения в цифровой образовательной среде, с другой – как практические рекомендации для обеспечения ответственного применения новых технологий в образовательном процессе, научно- исследовательской работе и менеджменте вуза. С нашей точки зрения, «цифровая этика высшего образования – это этическая интерпретация практических проблем (как правило, имеющих форму дилеммы), которые возникают в ходе цифровизации образовательного процесса университета, способствующая выработке норм регулирования образовательной и профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды» [2, с. 65]. В этом смысле, одним из ключевых условий для успешной интеграции инноваций в образовательный процесс университета, продуктивного взаимодействия между всеми участниками в цифровой среде, а также с новыми технологиями, будет являться понимание и соблюдение принципов цифровой этики:  принцип доступности заключается в обеспечении университетом равных возможностей для студентов и преподавателей в доступе к необходи- мым цифровым ресурсам и инструментам, независимо от их финансового поло- жения, физических ограничений или социальных условий. Это может быть до- стигнуто благодаря применению адаптивных образовательных цифровых плат- форм, специализированного ПО, персонализированного учебного контента, ги- бридного обучения, сочетающего онлайн и офлайн форматы. Такая практика позволит реализовать принцип справедливости и осуществить равенство в должном, т.е. содействие эффективной передаче и усвоению знания в цифровой образовательной среде;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=