Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
64 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. возникает ощущение, что мы развиваем цифровые технологии быстрее, чем оцениваем их моральные последствия. Сегодня мы живем в цифровом мире и по мере того как цифровые технологии все глубже внедряются в нашу жизнь, потребность в цифровой этике становится все более насущно» [3, c. 43-44]. Принципы цифровой этики. Основополагающими ориентирами во взаимоотношениях между людьми в цифровом пространстве, а также взаимодействии человека и цифровых технологий являются принципы цифровой этики. Подчеркнем, что за последние несколько лет было предложено множество норм, правил, кодексов, которые «с этической точки зрения могут направлять цифровые инновации, особенно в области искусственного интеллекта, на благо человечества и окружающей среды в целом. Например, на данный момент существует более 70 опубликованных рекомендаций, касающихся этики искусственного интеллекта. Такое огромное количество документов порождает несогласованность и путаницу среди заинтересованных сторон в отношении того, какой из них может быть предпочтительнее» [13]. Поэтому, на наш взгляд, в рамках настоящей статьи, следует рассмотреть те принципы, которые вполне могут быть реализованы в контексте цифровых процессов, происходящих в сфере высшего образования. Так, анализ исследований в области цифрой этики, представленных в ходе проведения научной онлайн-конференции «Трансформация этической матрицы в цифровую эпоху» [9], а также работы Р. Ф. Бурнашева «Философские аспекты цифровой этики в эпоху технологического прогресса» [1] позволил выделить следующие принципы цифровой этики: доступность – равный и удобный доступ к цифровым технологиям и контенту; приватность (конфиденциальности) – право контроля личной инфор- мации; безопасность – защита персональных данных, прав и свобод лично- сти; прозрачность – ясность и открытость в использовании того или иного цифрового продукта; ответственность – осознание своих действий и их последствий при использовании и создании цифровых ресурсов; уважение – проявление тактичности и соблюдение личных границ другого в цифровой среде, недопущение дискриминации и т.п.; справедливость – преодоление цифровых барьеров, разрывов и нера- венства; право на овладение знаниями и умениями области цифровых техно- логий (цифровая грамотность, медиаграмотность) – обеспечение формирования
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=