Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

62 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. этического характера, которые связаны с онлайн-обучением, преподавательской деятельностью, использованием персональных данных и взаимодействием с обучающимися: обеспечение справедливого и равного доступа к знанию; конфиденциальность и сохранение безопасности; академическая свобода, честность, ответственность и т.д. В этой связи особую актуальность приобретают принципы цифровой этики, которые вполне могут стать тем вектором, который будет способствовать формированию эффективной стратегии развития цифрового высшего образования. Цель статьи заключается в выявлении значения принципов цифровой этики для цифрового высшего образования. Задачи:  рассмотреть содержание понятия «цифровая этика»;  выделить и проанализировать принципы цифровой этики;  рассмотреть практику интеграции принципов цифровой этики в цифровой образовательный процесс университета;  предложить рекомендации для высших учебных заведений по обес- печению соблюдения принципов цифровой этики в условиях цифровизации. Методы исследования: анализ и синтез современных западных и российских исследований в области цифровой этики; системный метод, который позволил рассмотреть ключевые принципы цифровой этики; абстрагирование принципов цифровой этики и их конкретизация в контексте цифрового высшего образования. Понятие цифровой этики. Цифровая этика – один из новых видов прикладной этики, который появился благодаря цифровизации социума и призван исследовать дилеммы, возникающие в результате интенсивного развития инновационных технологий, их внедрения в различные сферы общества, а также влияния на человека. В работе Л. Флориди и др. «Digital Ethics: Its Natureand Scope», справедливо отмечается, что цифровая революция открыла значительные возможности для частной и общественной жизни – от здравоохранения до умных городов [12]. Вместе с тем преимущества цифровых технологий и их широкое использование создают множество опасностей и проблем, требующих должного осмысления и этической оценки:  приватность и безопасность цифровых персональных данных;  прозрачность алгоритмов работы «умных машин», созданных на основе искусственного интеллекта (ИИ);  авторские права в цифровой среде;  манипуляции с информацией;  цифровая зависимость;  ответственность за разработку и размещение цифрового контента;  цифровая дискриминация и цифровое неравенство;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=