Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

50 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. высшего образования и определить перспективы этической кодификации в условиях цифровой трансформации. Профессиональная и цифровая этика в пространстве высшей школы Цифровизация в сфере высшего образования представляется как неизбежный и стремительный процесс перехода от информационного к цифровому обществу, формирующий определенные риски, многие из которых имеют аксиологический и этический характер. Кодекс профессиональной этики в сфере высшего образования в контексте проблем цифровизации предстает как набор принципов новой педагогической и академической деятельности, как ряд этических критериев для разрешения моральных дилемм цифрового образовательного пространства. Таким образом, в контексте проблем цифровой этики перед профессиональным кодексом в сфере высшего образования ставятся следующие задачи: 1) Констатация и описание этического содержания типичных проблем, связанных с цифровизацией высшего образования; 2) Кодифицирование этических принципов высшего образования, ре- конструированных на основании а) аксиологического анализа профессиональ- ного этоса; б) выявления моральных предпочтений и профессиональных ценно- стей в условиях цифровизации; 3) Кодифицирование типологии моральных конфликтов, характерных для цифрового образования; 4) Описание типичных дилемм высшего образования в условиях цифро- визации, и установление нравственных критериев их разрешения. Важно отметить, что реализация этих задач и уровень эффективности этического кодифицирования зависят от предварительного анализа профессионального этоса, который включает в себя такие подходы, как аксиологический мониторинг профессионального сообщества, реконструкция и типологизация моральных дилемм, создание «банка» типичных конфликтов и его дальнейший анализ. С учетом этих задач и на основании анализа научной литературы по проблемам этической кодификации, можно реконструировать следующие основные элементы, составляющие структуру эффективного кодекса профессиональной этики в высшей школе: 1) Нравственные ценности академического этоса, складывающиеся в процессе цифровизации высшего образования; 2) Принципы этики образования, академической этики, цифровой эти- ки образования; 3) Описание моральных дилемм современного высшего образования, в том числе, в аспекте цифровизации; 4) Правила поведения и нравственные критерии разрешения упомяну- тых дилемм, построенные на вышеуказанных принципах;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=