Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
48 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. Этическая кодификация – процесс создания норм и правил профессиональной этики, который подразумевает оформление не только кодексов, но и создание целой системы анализа профессионального этоса, включающей в себя исследование нравственных ценностей, моральных предпочтений, типичных моральных и ценностных конфликтов, аксиологических рисков и дилемм, характерных для конкретного профессионального сообщества. Этическая кодификация строится на таких исследованиях, результаты которых ложатся в основу кодекса профессиональной этики в конкретной организации. Этическая кодификация – процесс, требующий постоянного обновления, поскольку в современных условиях происходит частое изменение внешних факторов (культурных, технологических, экономических и т.п.), влияющих, например, на сферу высшего образования; таким образом, этические кодексы должны пересматриваться и дополняться с учетом актуальных проблем. Исследования по проблемам этической кодификации в сфере высшего образования Исследования по проблеме формирования профессиональных этических кодексов в сфере высшего образования концентрируются на: 1) теоретических разработках принципов построения кодексов; 2) практической работе по созданию моделей кодекса и внедрению действующих кодексов в сферу высшего образования; 3) исследованию кодексов как части профессиональной этики. Перечисленные исследования проводятся, в основном, в аспекте профессиональной этики, в них не учитывается контекст цифровой этики. В статье предполагается восполнить этот пробел, что может иметь теоретическую значимость в области расширения этико-прикладных исследований. Исследования по этической кодификации в сфере высшего образования активно проводились за рубежом, начиная с 70-х годов прошлого века в связи с громкими скандалами в академической среде по вопросам научного плагиата и коррупции, например, в работах Кауча С., Додда С. [39]; Дэвиса М. [40], Мюррея Г. [41], и др. [45; 46; 48; 49; 50], что повлияло на формирование особого вида профессиональной этики – академической этики, включающей в себя как этику научных исследований, так и этику педагога высшей школы [23; 34; 36]. Это значительно расширило теоретические исследования в области профессиональной этики высшей школы и опыт практической разработки кодексов: так, обычной практикой является создание центров профессиональной этики при крупных университетах, сотрудники которых занимаются разработкой и корректировкой кодексов, этическим консультированием, выступают как медиаторы в ситуации рабочих конфликтов. В отечественной философской науке исследования этической кодификации проводились на базе таких научных центров как:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=