Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

47 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. Keywords: code of professional ethics in higher education; professional ethos; academic ethics; digital ethics; ethical codification; digital educational space. DOI 10.22405/2304-4772-2025-2-46-60 Вопрос о необходимости создания системы этико-нормативного регулирования в пространстве высшей школы России актуален со середины 90- х годов 20 века – начала 2000-х годов, когда он стал обсуждаться как в научной литературе, в связи с исследованиями прикладной и профессиональной этики в работах Бакштановского В. И. [1; 2; 3; 4; 9], Богдановой М. В. [2; 3], Согомонова Ю. В.[4; 9], Валеевой Г. В. [8]; Гусейнова А. А. [11], Громовой Л. А. [10], Прокофьева А. В. [19; 20; 22; 24]; Рахманкуловой Н. Ф. [26]; Сергеевой Т.Б. [29] и др. [31; 32; 34; 36], так и в публичной сфере, в связи с различными конфликтами, касающимися вопросов академической культуры, коррупции и научного плагиата. Развитие цифровых технологий в высшем образовании расширило спектр этических проблем, благодаря чему уже существующие кодексы профессиональной этики вузов стали нуждаться в пересмотре и корректировке. Актуальность новых исследований этического кодифицирования заключается в философских проблемах цифровизации. Цифровизация высшего образования рассматривается в научной литературе как один из этапов формирования новой культурной парадигмы образования [12; 14; 27; 28], появление которой является неизбежным следствием изменения экономических, политических и социальных стратегий общественного развития, связанных с повсеместным распространением цифровых технологий, что характеризуется как ситуация неопределенности [6], создающая значительные риски для личности и общества в целом [6], и требует переосмысления существующих этических принципов и правил в соответствии с новыми нравственными вызовами цифрового общества. В целом, такой взгляд на процессы цифровизации определяет содержание цифровой этики в сфере образования. В статье ставятся следующие задачи: - рассмотреть роль этической кодификации в процессе цифровизации высшего образования; - проанализировать исследования по проблемам этической кодификации в высшем образовании; - выявить связь профессиональной этики и цифровой этики в современном высшем образовании; - определить оптимальное содержание этического кодекса для высшего образования в контексте цифровизации. Этическая кодификация и цифровизация Этическая кодификация является одним из методов преодоления неопределенности и предупреждения рисков цифрового образования, то есть нормативным способом осуществления принципов цифровой этики.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=