Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
43 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. 3. Чжу Си (кит. упр. 朱熹 , пиньинь Zhū Xī, тж. известен как Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань, 1130-1200) – китайский философ, учёный-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства. 4. Чэн И (кит. упр. 程颐 , пиньинь Chéng Yí) (1033, Лоян – 1107). Философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианской школы ли сюэ («учение о принципе»). 5. Конфуцианство династий Сун (960-1279 гг. н.э.) и Мин (1368-1644 гг. н.э.) также известно, как неоконфуцианство. Развитие конфуцианства в этот период было результатом длительных дебатов и интеграции между конфуцианством, буддизмом и даосизмом и оказало глубокое влияние на экономику, политику, мысли и культуры стран Восточной Азии. Можно даже сказать, что современное неоконфуцианство также основано на дальнейшем развитии конфуцианства Сун и Мин. 6. Чэн Хао (кит. трад. 程顥 , упр. 程颢 ; 1032, Лоян – 1085) – китайский философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианского «учения о принципе» (ли сюэ). Альтернативные имена: Чэн Бочунь, Чэн Миндао, Миндао сяньшэн. 7. Выражение «от Уцзи к Тайцзи» взято из Тайцзи Ту Шуо ( 太極圖說 , Пояснения к диаграмме Высшего Предела или Диаграмма, объясняющая Высший Предел) Чжоу Дуньи. Чжу Си объясняет это следующим образом: «Небесный носитель не имеет ни звука, ни запаха, но является осью творения и корнем всех вещей, поэтому говорится: «от Уцзи к Тайцзи». Это не означает, что за пределами Тайцзи существует ещё Уцзи». Тайцзи понимается как высший мыслимый принцип, из которого проистекает существование. 8. Чжоу Дуньи (кит. упр. 周敦颐 , пиньинь Zhōu Dūnyí, 1017-1073). Китайский философ и литератор времён империи Сун, основоположник неоконфуцианства. 9. Бесконечное порождение (шэн шэн бу си) происходит из «Чжоу И» («Книги Перемен»), оригинальный текст гласит: «Шэн шэн чжи вэй и» («Постоянное порождение называется изменением»). Это выражение означает непрерывный рост и размножение, символизируя бесконечный процесс обновления и развития в природе и жизни. В философском контексте это понятие отражает идею вечного становления и трансформации, что является одной из ключевых концепций китайской философии. Это также идиома, которая в современном китайском языке используется крайне часто. Литература 1. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. О. Лосского. М.: Наука, 1999. 655 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=