Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
42 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. интуиция связаны отношениями взаимного процветания и взаимного упадка. Это также является основной причиной, по которой Чжу Си подчеркивал необходимость главенства сердца Дао и подчинения человеческого сердца естественному порядку. Согласно Канту, человек не способен обладать интеллектуальной интуицией, поскольку человеческая чувственность по своей сути пассивна. Однако, чтобы идея вещи в себе не оказалась пустой и недостаточной, Кант предположил существование изначального существа (первосущего) и наделил его интеллектуальной интуиции. Это ответ Канта на вопрос о возможности интеллектуальная интуиция. Тем не менее, подход Канта имеет два основных недостатка: во-первых, представление об «интеллектуальной интуиции» вне человека фактически приводит к саморазделению субъекта сердца/сознания; во-вторых, поскольку люди не могут достоверно знать о существовании изначального существа, это предположение не способно устранить пустоту и недостаточность концепции вещи в себе. В китайской философии моральный субъект и интеллектуальный субъект не только обязательно реальны, но и последовательны и целостны. Интеллектуальная интуиция и чувственная интуиция различаются лишь содержанием интуиции, тогда как сердце (синь) как субъект интуиции остается неизменным. Чжу Си отмечал: «У каждого человека есть физическая форма, поэтому даже совершенномудрый не может не обладать человеческим сердцем; также у каждого есть природа (син), поэтому даже самый глупый не может не иметь сердца Дао. Эти два аспекта сосуществуют в пределах одного сердца, и если не знать, как управлять ими, то опасное становится ещё более опасным, а сокрытое – ещё более сокрытым. В результате справедливость небесного принципа (тянь ли) в конечном итоге не может преодолеть эгоизм человеческих желаний» [6, с. 16]. Это ясно выражает реальность, сосуществование и единство интеллектуальной интуиции и чувственной интуиции. Таким образом, хотя «добродетельное знание не зарождается в видении и слухе» и «добродетельное знание не зависит от видения и слуха», оно всегда остается «неотделимым от видения и слуха». Комментарии 1. Чжан Цзай (кит. упр. 张载 , пиньинь Zhāng Zǎi), также известный как Чжан Цзыхоу, Чжан Хэнцзюй и Чжан-цзы (1020-1077) – китайский философ, один из основоположников неоконфуцианской школы ли сюэ («учение о принципе»). 2. Моу Цзунсань (китайский: 牟宗三 ; пиньин: Móu Zōngsān; 1909- 1995) – китайский ученый, историк философии, представитель школы «современного неоконфуцианства».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=