Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

41 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. Итак, согласно учению Чжу Си, какова связь между сердцем Дао и человеческим сердцем, а также между интеллектуальной интуицией и чувственной интуицией? Согласно учению Чжу Си, как сердце Дао, так и сердце человека являются проявлениями функционирования субстанции сердца ( синь ти ). Однако функционирование субстанции сердца ( синь ти ) неизбежно осуществляется через «восприятие внешнего объекта и реагирование» [5, с. 438]. Таким образом, человеческое сердце и сердце Дао проявляются одновременно, и интеллектуальная интуиция не отделена от чувственной интуиции. Сердце Дао и сердце человека не представляют собой два различных состояния существования субстанции сердца ( синь ти ), а являются разными уровнями его функционирования, что позволяет им сосуществовать одновременно. Различие между ними заключается в том, что человеческое сердце реагирует на внешние воздействия пассивно, тогда как сердце Дао активно и творчески. Даже когда доминирует сердце Дао, пассивность человеческого сердца сохраняется. Невозможно представить, чтобы совершенно-мудрый, испытывая голод, не желал есть, или, чувствуя жажду, не хотел пить. Даже перед лицом возбуждения, вызванного телесной формой (син) и пневмой (ци), совершенномудрый остается пассивным. Однако, как только сердце Дао занимает главенствующее положение, пустотная одухотворённость и восприятие сердца обретают состояние устойчивости, спокойствия и гармонии. Китайские идиомы «сознание имеет определённую направленность ( чжи ю дин сян )», «сознание пребывает в покое ( синь бу ван дун )» и «пребывать в гармонии с окружающим ( со чу эр ань )» как раз отражают это состояние. В это момент, хотя разум и не может оставаться полностью нечувствительным к стимуляции телесной формы ( син ) и пневмы ( ци ), он способен принципиально не поддаваться их влиянию, сохраняя полную автономию. Это и называется «сердце человека покоряется естественному порядку». Таким образом, согласно Чжу Си, сердце Дао и сердце человека существуют одновременно. Различие между ними заключается в содержании восприятия, а не в самом восприятии. Поскольку природа-принцип ( синь ли ) присущ не только сердцу, но и внешним объектам, в интеллектуальной интуиции, сформированной на основе природы- принципа ( синь ли ) как своего содержания, достигается гармония телесной формы (син) и пневмы (ци). Если рассматривать внутреннюю сторону восприятия, то принятие сердца Дао в качестве главного означает наделение человеческого сердца внутренней мерой, позволяющей преобразовать опасность в безопасность, благодаря чему человеческое сознание достигает совершенства. Если же главенствующим становится человеческое сердце, то оно погружается в полную пассивность, сердце Дао оказывается «всё более сокрытым» и не может проявиться, а человеческое сердце становится всё более опасным и неустойчивым. Таким образом, можно видеть, что сердце Дао и человеческое сердце, а также интеллектуальная интуиция и чувственная

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=