Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

40 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. некоторой степени напоминает агностицизм Канта. Однако принципиальное отличие от Канта заключается в том, что у Чжу Си «отсутствие формы» и «наличие принципа» тесно связаны между собой. Выражения «бесформенный» и «Беспредельный ( У цзи )», безусловно, негативны, но «Великий Предел ( Тайцзи )» и «рациональный» позитивны. Именно благодаря своей «бесформенной» и «Беспредельный ( У цзи )» принцип (ли) не привязан ни к материальным формам, ни даже к формам сознания, что позволяет ему быть подлинно реальным и совершенным. Это выражено в фразе: «В пустоте нет следов, но всё уже существует» [8, с. 35]. Чжу Си также отмечал: «Как в выражении "в пустоте и безмолвии нет явных следов", в конечном итоге, сверху нет формы и образа, но этот принцип ( ли ) действительно существует» [7, том 94]. Это приводит к абсолютному творчеству принципа ( ли ). Абсолютная творческая природа принципа ( ли ) делает его трансцендентным и одновременно имманентно присущим всему сущему. Как отмечал Чжу Си: «Сердце ( синь ) и принцип ( ли ) едины, это не значит, что принцип ( ли ) существует отдельно как нечто внешнее. Принцип ( ли ) пребывает внутри сердца ( синь ), но сердце (синь) не способно его удержать, и он проявляется в соответствии с обстоятельством» [7, том 5]. Из утверждения «сердце (синь) не может удержать принцип (ли), и он проявляется в соответствии с обстоятельством» следует, что именно благодаря тому, что принцип (ли) является высшей реальностью и высшим благом, он един с сердцем (синь) и исходит из него. Это единство делает возможным распространение осознания или восприятия, а также взаимодействие ушей, глаз и внешних объектов. Вэтом заключается смысл непрерывного порождения природы (син) и принципа (ли) в философии Чжу Си. Непрерывное течение сущности сердца ( синь ти ) и бесконечное порождение ( шэн шэн бу си ) [Комм. 9] всех вещей происходят потому, что они не способны удержать в себе эту «бесконечно упорядоченную реальность» [8, с. 35] принципа ( ли ), который представляет собой высшее благо и абсолютную истину. Чжу Си также подчеркивал: «Путь (Дао) присутствует повсюду, он бесконечен и безграничен. Даже совершенно-мудрые не могут полностью его осуществить, и даже небо и земля не способны его исчерпать». Именно в этом заключается суть его учения [7, том 63]. Рассматривая вещь по себе с точки зрения непрерывного порождения природы ( син ) и принципа ( ли ), можно обнаружить, что, хотя природный принцип ( ли ) невозможно распознать посредством «поиска» или «узнавания», благодаря своей совершенной и реальной трансцендентности он имманентно присущ всему сущему, включая чувственную интуицию. В результате этого вещь в себе сама оказывается в сфере феноменов и проявляется вместе с феноменом, становясь тем самым познаваемой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=