Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

38 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. содержательного значения для познания. Такая идея Канта вытекает из его рационалистического понимания сознания / сердца ( синь ) субъекта. В противоположность этому, в конфуцианской традиции и, шире, в китайской философии, рациональность и чувствительность рассматриваются как функции сердца ( синь ), тогда как само сердце ( синь ) понимается как эфирная и невидимая сущность. Сердце ( синь ) – это нечто эфемерное, пустое, оно не имеет формы, в то время как глаза и уши, будучи осязаемыми органами, способны видеть и слышать. Однако способность глаз и ушей воспринимать окружающий мир обусловлена функцией сердца (синь). Таким образом, сердце ( синь ) связано с глазами и ушами, и именно благодаря своей безформенной природе оно способно выполнять эту объединяющую и направляющую функцию. Чжу Си утверждал: «Пустота и духовная восприимчивость – это естественная сущность сердца ( синь ), и я не могу сделать его пустым. Глаза и уши служат для восприятия, и то, что воспринимается, есть проявление самого сердца ( синь ). Разве оно имеет форму? Но, поскольку есть глаза и уши для восприятия, то они всё-таки воспринимают форму. Что касается пустоты и восприимчивости сердца ( синь ), разве оно может иметь что-либо?» [7, том 5]. Таким образом, Чжу Си подчеркивает, что сердце (синь) в своей основе пусто и лишено формы, но при этом обладает способностью к восприятию через органы чувств, такие как глаза и уши. В конфуцианской традиции сердце ( синь ) в отсутствие внешней стимуляции не имеет конкретного образа или формы. Это объясняет, почему чувственная интуиция требует внешних объектов для своей активизации. Как отмечает Чжу Си, «пустота и духовная восприимчивость – это естественная сущность сердца ( синь )». Однако возникает вопрос: как конфуцианство интерпретирует источник знания в таком контексте? Из выражения «пустота и восприимчивость сердца» можно вывести характеристику сущности сердца ( синь ти ) как одновременно ограниченной и неограниченной. Во-первых, благодаря пустоте своего восприятия сущность сердца ( синь ти ) может знать и чувствовать все, именно в этом его бесконечность. Во-вторых, именно потому, что сущность сердца ( синь ти ) пуста, проявление сущности сердца должно основываться на стимуляции внешними объектами – в этом заключается её ограниченность. Эта характеристика делает источник знаний не только внутренним по отношению к сердцу (врожденному сознанию) субъекта. Возвращаясь к кантовской проблематике сознания, возникает следующий вопрос: если источник знания рассматривается как невнутренний по отношению к сердцу (врожденному сознанию) субъекта, как избежать падения в догматизм? Этот вопрос можно также адресовать классическому различию, проведенному Чжу Си: «Восприятие духовной восприимчивости сердца изначально едино. Однако если считать, что человеческое сердце и сердце Дао различны, это происходит

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=