Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

37 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. внешних объектов, формируемое сердцем ( синь ) через функции органов чувств, таких как уши и глаза. Чэн И [Комм. 4], в свою очередь, утверждает: «Знание, основанное на восприятии и опыте, не является знанием добродетели. Когда вещи взаимодействуют друг с другом, знание возникает из этого, а не из внутреннего мира человека» [10, с. 317]. Таким образом, с точки зрения источника, знание, полученное посредством видения и слуха, не является внутренним знанием, а представляет собой пассивное знание сердца (синь), обусловленное взаимодействием с внешними объектами. Это положение согласуется с кантовским пониманием чувственной интуиции как пассивного процесса познания, в котором субъект воспринимает данные, предоставляемые внешним миром. Что касается добродетельного знания, то Чжан Цзай утверждал, что «добродетельное знание не зарождается в видении и слухе». Схожую мысль выражает Чэн И, подчеркивая, что «добродетельное знание не зависит от видения и слуха» [10, с. 317]. Если добродетельное знание не проистекает из чувственного восприятия или эмпирического опыта, то возникает вопрос: каков его источник? Конфуцианские мыслители Сунской и Минской эпох [Комм. 5] предлагали свои ответы на этот вопрос. Так, Чэн Хао (Миндао) [Комм. 6] утверждал: «Добродетельное (врожденное) сознание ( лян чжи ) и добродетельные (врожденное) способности ( лян нэн ) не имеют источника, они исходят от Неба и не зависят от человека» [10, с. 21]. Таким образом, конфуцианство не рассматривает врожденное сознание ( лян чжи ) и врожденные способности ( лян нэн ) как изначальную субстанцию ( бэнь ти ), но возводит их к Небу как высшему источнику. Чэн И развивает эту идею, утверждая: «Небо, если говорить об этом особо, – это путь ( Дао ), и Небо не может Дао противоречить» [10, с. 14]. Здесь Небо – это есть Путь ( Дао ). В данном контексте Небо отождествляется с Путем (Дао), что подчеркивает метафизическую природу как источника всех моральных и онтологических принципов. Таким образом, конфуцианская философия рассматривает Небо (или Дао) как первооснову добродетельного, которое не может быть сведено к эмпирическим или чувственным данным. Кант утверждал: «Вполне возможно, что даже наше эмпирическое знание имеет сложный состав и складывается из того, что мы воспринимаем (етрtаngеп) посредством впечатлений, и из того, что наша собственная способность познания (только побуждаемая чувственными впечатлениями) привносит от себя самой)» [1, с. 53]. Таким образом, по мнению Канта, познавательная деятельность субъекта зависит от двух условий: во-первых, от стимуляции внешними объектами, а во-вторых, от врожденной познавательной способности субъекта. В этом контексте роль «вещей в себе» как причины явлений в познании сводится лишь к побуждению субъекта к активизации его познавательной способности [4, с. 60], однако сами «вещи в себе» не имеют

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=