Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

35 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. Кант указывает, что его отрицание наличия у людей интеллектуальной интуиции направлено на защиту практического разума. Кант утверждает: «Практический разум вовсе не выходит за свои границы, когда он предполагает себя в интеллигибельном мире; однако он переступает эти границы, когда хочет созерцать или чувствовать себя в нём» [2, с. 83]. Это фактически устанавливает два принципиальных предела: 1. разум может мыслить (denken) сферу вещей-в- себе, 2. но ему запрещено репрезентировать эту сферу посредством интуиции. Данное различение обладает конституирующим значением для кантовской системы – устранение онтологического статуса ноумена неминуемо приведёт к антиномии (Antinomie) между теоретическим и практическим разумом. Основная цель Канта, отрицающего наличие у человека интеллектуальной интуиции, заключается в защите реальности вещи в себе, что, в свою очередь, оставляет пространство для расширения практического разума и утверждения свободы. Предположение об интеллектуальной интуиции необходимо для того, чтобы не допустить, чтобы существование вещи в себе погрузилось в пустоту и нищету [3, с. 216]. Таким образом, Кантовская негация человеческой интеллектуальной интуиции, выполняя двоякую трансцендентальную функцию – охранительную (по отношению к ноумену) и учреждающую (в сфере практического разума), – тем не менее обнаруживает принципиальную неполноту: будучи лишённой конститутивной силы, она не может преодолеть формализм морального закона. Перспективы содержательного наполнения этой формальной структуры, возможно, следует искать в альтернативных эпистемологических моделях, предлагаемых восточными философскими традициями. В китайской философской традиции обнаруживается принципиально иной подход к подобной проблематике. Конфуцианская мысль, в частности, предлагает модель диалектического единства между «познанием добродетели» и «эмпирическим знанием», а также между «сердцем Дао» и «человеческим сердцем», что исключает их абсолютную оппозицию. Данный концептуальный framework потенциально содержит эвристический ресурс для разрешения кантовской антиномии между гносеологией и онтологией. Он позволяет, сохраняя реальный статус ноумена, преодолеть его редукцию к формальной конструкции через наполнение содержательным измерением. Ответ конфуцианства У Канта чувственная интуиция и интеллектуальная интуиция принадлежат человеку и Богу соответственно, субъекты разделены на два разных уровня. В традиционной китайской философии проблема соотношения между интеллектуальной интуицией и чувственной интуицией в целом соответствует таким вопросам, как соотношение добродетельного знания и знания, полученного через видение и слух (знания, основанного на опыте), а также отношения между сердцем Дао и человеческим сердцем. При этом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=