Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

33 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. Чэнь Паньли МГУ им. М. В. Ломоносова А. А. Костикова МГУ им. М. В. Ломоносова ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ: КОНФУЦИАНСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА В данной статье предлагается анализ философии Иммануила Канта с позиции традиционной китайской философии, опирающейся на теоретические основания конфуцианства эпох Сун (960–1279 гг.) и Мин (1368–1644 гг.). В работе последовательно раскрывается ограниченность кантовских концепций «вещи в себе» (Ding an sich) и «интеллектуальной интуиции» (intellektuelle Anschauung), после чего вводятся ключевые философские идеи китайского конфуцианства Сун и Мин, направленные на преодоление указанных ограничений. Основное внимание уделяется анализу таких категорий, как «соотношение принципа (ли) и пневмы (ци)», а также «теория сердца Дао (Дао синь) и человеческого сердца (жэнь синь)», разработанных Чжу Си. На основании проведённого анализа демонстрируется, что в рамках традиционной китайской философии интеллектуальная и чувственная интуиция представляют собой единый феномен, однако различие в уровне существования «вещей в себе», стимулирующих сознание/сердце (синь) к возникновению интуиции, обусловливает различие в содержании самой интуиции. Таким образом, статья вносит вклад в сравнительное исследование западной и восточной философских традиций, предлагая новый ракурс интерпретации кантовской гносеологии через призму китайской метафизики. Ключевые слова: история философии, Кант, вещь в себе, интеллектуальная интуиция, чувственная интуиция, Чжу Си, сердце Дао ( Дао синь ) и человеческое сердце ( жэнь синь ), принцип ( ли ) и пневма ( ци ). Chen Panli Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) Anna A. Kostikova Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) THE POSSIBILITY OF INTELLECTUAL INTUITION: A CONFUCIAN PERSPECTIVE This paper responds to Kant’s philosophy from the perspective of Chinese philosophy, based on the doctrines of Song-Ming Neo-Confucian scholars. The article first points out the limitations of Kant's concepts of the ‘thing in itself’ (Ding an sich) and ‘intellectual intuition’ (intellektuelle Anschauung). It then introduces certain philosophical ideas from Song-Ming Confucianism in an attempt to transcend these limitations. The analysis primarily focuses on Zhu Xi's theories of the ‘relationship between principle (li) and material force (qi)’ (li-qi guanxi) and the ‘doctrine of the mind of the Way and the human mind’ (daoxin renxin shuo). Through this, the paper aims to demonstrate that in traditional Chinese philosophy, intellectual intuition and sensory intuition are ultimately the same intuition. However, the different levels of existence of the ‘thing in itself’ that stimulate the mind to produce intuitions result in different contents of intuition.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=