Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
29 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. отказывается от множества аккаунтов и образов, стремясь сохранить аутентичность и внутреннюю цельность. Также можно привести в пример феномен «разочарования при встрече», нового этического чувства, возникающего у пользователей, когда они ощущают несоответствие между виртуальным образом и реальным опытом. Описанное чувство нередко становится причиной «цифровой детоксикации», удаления аккаунтов или кардинального изменения стиля самопрезентации. Выводы . Современная философская мысль все настойчивее обращается к проблеме виртуальной идентичности как к ключевому вызову цифровой эпохи. Виртуальное пространство уже не является внешним по отношению к субъекту, оно становится его неотъемлемой средой существования, пространством становления, поиска и конструирования самости. Однако свобода, которую предоставляет цифровая среда, оказывается сопряжена с новыми формами власти, действующими не явным образом, а с помощью алгоритмов, интерфейсов, цифровой архитектуры и культурных кодов. Одним из ключевых выводов проведенного исследования становится осознание двойственной природы виртуальной идентичности. С одной стороны, она открывает широкие горизонты для самопознания, творческого самовыражения, экспериментирования с социальными и культурными ролями. С другой, она формируется в условиях алгоритмически структурированного пространства, в котором выбор кажется свободным, но на деле подчинен скрытым логикам управления. Идентичность в цифровую эпоху все чаще становится проектом, формирующимся на пересечении личных импульсов и системных ограничений. Вторым важным выводом является то, что алгоритмы и платформенные структуры действуют как производящие субъективность механизмы, а не как нейтральные инструменты. Они задают рамки видимого, структурируют способы самопрезентации и влияют на то, как субъект воспринимает себя и других. Обозначенные процессы формируют новые границы личностного самовыражения, в рамках которого различие между подлинным и сконструированным все более размывается. Идентичность становится симулятивной, в духе Ж. Бодрийяра. Она опосредована технологиями, подчинена культурной логике видимости и успешности. Третьим существенным итогом анализа является этическое измерение виртуальной идентичности. Проблемы приватности, аутентичности, ответственности и эмоциональной целостности становятся центральными вызовами. Как показано в исследовании, виртуальное «я» не только предоставляет возможности для формирования новых форм субъективности, но и требует от индивида новых форм этической рефлексии и ответственности. В условиях, когда границы между частным и публичным размываются, алгоритмы могут усиливать предвзятости и нормализовать деструктивные формы взаимодействия, критическая осознанность становится необходимым условием сохранения человеческого в цифровом. И наконец, еще одним
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=