Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

25 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. Однако именно в этой на вид децентрализованной структуре обнажается парадокс. Чем свободнее кажется самовыражение в виртуальной ризоме, тем тоньше и незаметнее становятся механизмы власти. Современные алгоритмические системы, цифровые платформы и их архитектуры создают новые формы границ и норм, маскируя контроль под интерфейсами персонализации. Власть в виртуальной ризоме не исчезает, а трансформируется, от репрессивной модели к продуктивной, создающей субъекта, модулирующей желания, вкусы и стили. Идентичность в виртуальной среде становится продуктом взаимодействия с алгоритмическими структурами, выступающими в роли новых носителей власти. Они формируют поля возможного самовыражения, определяя, какие образы будут видимыми, какие практики допустимыми, а какие исключенными. Границы личностного самовыражения в цифровом пространстве создаются не извне, а изнутри самой ризомы, с помощью невидимых, но действенных властных импульсов. Для философского анализа виртуальной идентичности необходимо не только признание ризоматической природы цифровых сред, но и критическое осмысление того, как в этих средах осуществляется власть, не как принуждение, а как производство норм, тел, образов, идентичностей. Множественность идентичностей в цифровом пространстве является не просто реакцией на технологические изменения, но и становится глубинным отражением трансформаций в философской антропологии. Человеческое «я» в цифровую эпоху все чаще воспринимается не как сущность, а как отношение, процесс становления, возникающий в диалоге с Другим, платформой или аудиторией. Указанная реляционная концепция идентичности нашла отражение, в концепции «личной идентичности» французского философа П. Рикёра развивает различие между самотождественность, «одинаковость» «Я» (idem) и изменчивую самость «Я» (ipse). Первая – это стабильность, повторяемость, а вторая – открытость, изменчивость, принятие ответственности за другого [10]. В условиях виртуальной множественности различие приобретает особую значимость. Идентичность предполагает способность субъекта не только меняться, но и оставаться ответственным за собственные образы и их воздействие на Другого. Можно отметить, что множественность идентичностей в цифровом пространстве представляет собой амбивалентный феномен. С одной стороны, она предлагает субъекту новые формы самовыражения, позволяет выйти за рамки социальных предписаний, экспериментировать с формами «я». С другой стороны, она обостряет кризис целостности, создает давление на психику, требует постоянной актуализации образов, что может приводить к экзистенциальной усталости. Философски это указывает на необходимость переосмысления самой категории субъекта в цифровую эпоху, отказа от его понимания как автономной, единой субстанции и перехода к модели

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=