Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
24 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. В этом контексте целесообразно говорить о нескольких модусах виртуальной идентичности, каждый из которых представляет собой особую форму цифрового существования. Цифровая идентичность, вбирающая в себя совокупность персонализированных цифровых следов (от имени пользователя до алгоритмически предсказуемого поведения) становится объектом инструментального обращения, анализа и капитализации, теряя иллюзию принадлежности субъекту. Сетевая идентичность определяется в рамках постоянно переформатируемого ролевого взаимодействия, в котором «я» превращается в узел связи, а не в устойчивое ядро. И наконец, аватарная идентичность демонстрирует радикальные возможности самотрансформации, вбирая в себя киборгическую природу цифрового субъекта, для которого границы между телесным и виртуальным утрачивают четкость, уступая место множественности и симуляции. Следовательно, виртуальная идентичность предстает не как отражение субъекта в цифровом зеркале, а как результат продуктивного действия цифровой власти, определяющей и структурирующей возможности самовыражения в пределах заданных алгоритмически-культурных координат. Философское осмысление виртуальной идентичности требует отказа от бинарных оппозиций «реальное-виртуальное», «свобода-контроль», «естественное-искусственное». Вместо этого необходим переход к мышлению в терминах сложных конфигураций, в которых власть не столько ограничивает, сколько структурирует само пространство возможности быть. В этом смысле виртуальная идентичность – это не вторичная, дублирующая форма, а подлинное поле становления субъекта в условиях постцифровой культуры. Множественность идентичностей, возникающая в цифровом пространстве, представляет собой одно из важнейших антропологических и философских явлений современности. Философски множественность может быть понята сквозь призму постмодернистских подходов, поскольку вопрос идентичности неизбежно сталкивается с трансформацией традиционных понятий субъективности и власти. Одним из ключевых инструментов теоретического осмысления этих изменений становится концепт «ризомы», введенный Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в работе «Тысяча плато» [4, с. 37]. Как нелинейная, ацентричная структура, ризома сопротивляется традиционным формам репрезентации и контроля. В отличие от древовидной модели, в которой власть структурирует знание и идентичность вертикально и иерархически, ризоматика описывает многомерную и непредсказуемую сеть связей, в которой субъективность не фиксируется, а постоянно пересобирается. Виртуальный мир – это пространство, идеально воплощающее принципы ризомы. Здесь пользовательская идентичность множественна, текуча и не подчиняется устойчивой логике развития. Цифровой субъект являет собой не цельное «я», а узел в сети отношений , потоков информации и визуальных кодов .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=