Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
21 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. Исследование направлено на выявление механизмов, посредством которых цифровые технологии и алгоритмические структуры трансформируют понятие субъекта, превращая его в результат взаимодействия технологических, дискурсивных и властных диспозитивов. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач : – проанализировать виртуальное пространство как онтологическую и социокультурную среду формирования идентичности; – выявить механизмы цифровой власти, влияющие на процессы самопрезентации и самоидентификации субъекта; – исследовать алгоритмические структуры цифровых платформ как современные диспозитивы нормативизации и контроля; – охарактеризовать парадоксальность цифровой идентичности, возникающей на пересечении свободы и подчинения, самовыражения и дисциплинарного влияния; – раскрыть продуктивную функцию власти в формировании субъективности в условиях цифровой онтологии. Проблема виртуальной идентичности в философии современности немыслима вне осмысления категорий власти, дискурса и субъективизации. Одним из первых мыслителей, предложивших неклассический подход к понятию власти, был М. Фуко. В его философии власть предстает не как исключительно репрессивная или институционально закрепленная сила, исходящая от центра, а как «продуктивная», децентрализованная и повседневная структура, проявляющаяся в микросоциальных взаимодействиях, языковых формах и телесных практиках. В работах «Археологии знания» [13] и особенно в «Надзирать и наказывать» [14] М. Фуко утверждает, что власть действует, прежде всего, с помощью производства норм, установление легитимных форм знания и дисциплинарные практики, создающие определенные типы субъектов. Цифровая эпоха продемонстрировала уникальную реализацию модели власти М. Фуко. Виртуальное пространство стало ареной, в рамках которой дискурсивные и недискурсивные практики формируют субъекта с поразительной эффективностью и незаметностью. Онлайн-среда действует как диспозитив, то есть совокупность разнородных элементов (технических, символических, институциональных) которые структурируют поведение человека. Виртуальные платформы определяют, что считать «нормальным» способом самопрезентации, «допустимыми» формами общения и «успешными» стратегиями идентичности. В этом смысле виртуальное пространство становится не просто технологической инфраструктурой, а сложным социально-дискурсивным конструктом, производящим нормы и идентичности. Согласно точке зрения М. Фуко, субъект всегда создается посредством актов власти, с помощью включения в определенные исторически обусловленные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=