Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

199 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. DOI 10.22405/2304-4772-2025-2-198-203 Владимир Мартынов, известный композитор, музыковед и философ достаточно много писал о музыке. Среди его работ исследования по религиозной музыке и пению [3], истории музыки [1], звуке и слове [2]. Работа 2010 года «Время Алисы» привлекает внимание своим широким контекстом и постановкой глобальной проблемы современной культуры, которая нашла продолжение в «Апологии Эпиметея», изданной в 2024 году. Причем само творчество В. Мартынова, его идеи и философские размышления также часто становятся предметом изучения [4; 5; 6]. Причиной интереса является оригинальная авторская концепция динамики культуры и живая рефлексия происходящего сейчас, меняющего нас и наше представление о мире. Идея об изменении является основной в Апологии Эпиметея. Владимир Мартынов настаивает на решающем характере происходящих сейчас изменений, которые до конца невозможно осмыслить и предсказать их исход. Но однозначно можно утверждать то, что в настоящее время происходит разрыв привычных и устоявшихся представлений. По мнению автора книги, восходящих ко времени неолитической революции [12, с. 9]. То есть не только ставших обычными, но являющихся фундаментальными, образующими человека в его привычном понимании. Настолько резкое утверждение нуждается в обосновании, которое автор осуществляет через обращение к событиям ковид-пандемии и глобального политического кризиса, частью которого являются события на Украине. Владимир Мартынов связывает эти два явления: «Последовательность ковид-пандемии и событий на Украине можно рассматривать как простую финальную двухходовку, на первом ходе которой реальность отменяет человека. А на втором – человек отменяет человека в себе самом» [12, с. 10]. Первый такт катастрофы связан с изоляцией человека, ограничением передвижения, исключением его из публичных пространств и замыкание на ограниченной территории. Исключение человека из социума находит продолжение во втором такте, расчеловечивании, как отмене или само отмене человека в себе самом. Происходящее так или иначе разрушает сложившееся представление о человеке как балансе природного и общественного, инстинктивного и разумного. Отметим, что в своей трактовке происходящего Мартынов не одинок, схожие идеи присутствуют у Дж. Агамбена, концепт «священной жизни» которого также указывает на слом привычного понимания человека [7]. Для Мартынова он больше связан с изменением соотношения Природы и Культуры, чем биологического и политического. И если диагноз автора верен, то происходит изменение системы, сложившейся со времен неолита и установивших приоритет слова и буквы. Отброшенными на периферию человеческого оказались изображения [12, с. 14]. Возможно, что не только оно,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=