Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
196 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. наставничества, достаточно определенного в традиционных культурах. Значительную интенсивность взаимодействия наставника и учеников, что обусловлено процессами трансляции знания. Как и прочность возникающих связей, нередко продолжавшихся всю жизнь с сохранением высокого статуса наставника. Близкими также являются практики отбора, ресурсы и инструменты, роль технологий и награды. Также как отсутствие в наставничестве внешнего контроля и формализованных практик прекращения отношений. Отличия между моделями наставничества проявляются в критериях соответствия, описании реализации отношений наставничества, а также действий. Китайская установка на последовательное и гармоничное развитие учеников резко отличается от метода поиска истины через нахождение и обострение крайностей, культивирование кризиса с его последующим разрешением в диалектическом синтезе, истине более высокого порядка. Можно сделать вывод, что китайская модель основана на метафоре следования за учителем, тогда как западная связана с соперничеством и борьбой. Литература 1. Борисов С. Н., Дроботова Н. А., Дмитраков Р. А. Культурно- историческая практика: к истории одного понятия. Ч. 2 // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2024. Т. 49, № 1. С. 17–25. URL: https://doi. org/10.52575/2712-746X-2024-49-1-17-25. Дата публикации: 30.03.2024. 2. Понятие «наставничество» в отечественной педагогике и психологии / К. Р. Хачатурова, Т. М. Клеверова, Н. В. Шулятьева, И. Ю. Шереметова // XXIX Димитриевские образовательные чтения. Память поколений. История и современность : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию победы в Великой Отечественной войне, Ростов-на-Дону, 11 ноября 2024 г. Ростов н/Д: Манускрипт, 2024. С. 284–286. 3. Шиваракова Р. Е. Наставничество необходимое условие профессионального становления педагогов и важный фактор повышения качества образования в ДОО // Вопросы педагогики. 2024. № 11-2. С. 76–78. 4. Юк Хуэй. Искусство и космотехника / пер. с англ. А. Смоляка под науч. ред. В. Матвеенко. М.: АСТ, 2024. 369 с. 5. Dawson P. Beyond a Definition: Toward a Framework for Designing and Specifying Mentoring Models // Educational Researcher. 2014. Vol. 43, Issue 3. P. 137–145. URL: https://doi.org/10.3102/0013189X14528751. First published on- line: 01.04.2014. References 1. Borisov S. N., Drobotova N. A., Dmitrakov R. A. Kul'turno-istoricheskaya
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=