Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

180 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. аргумент мнение митрополита Евгения (Болховитинова) [4, с. 151]. По мнению митрополита, засилье всего католического влечёт за собой не просто новую концепцию философии, но антропологический кризис религии, который отдалит истинную цель религии и ослабит веру в душе. Так, современный философ Н. К. Гаврюшин облекает сложившуюся тогда систему в религиозной сфере в ёмкий и актуальный термин «вестернизация». Он пишет: «Это была заря катастрофической вестернизации – под греческими хоругвями. В облачении православных саккосов и омофоров на Русь наступала даже не римская, а ультраримская экклезиология» [6, с. 16-17]. Кроме того, в своих трудах он утверждает и то, что богословие изживает себя, это стало бы неизбежным процессом вследствие заимствования западных форм и отсутствия реальных им альтернатив [7, с. 14]. Однако неизбежный, казалось бы, процесс удалось предотвратить, о чём пишет Самарин в диссертации. Западной схоластике с её отличительными чертами не удалось подавить укоренившуюся сущность восточной патристики, которая довольно органично обосновалась в русском православии. Философ отмечает, что «главное свойство католицизма как учения заключается в насильственном сочетании двух начал, церковного и философского» [3, с. 32]. И эта мысль как раз основополагающая во всей концепции – католицизм с логическим философским учением стремится принудительно вторгнуться именно в церковную систему. Что неизменно повлечёт за собой вред для всех: философия помещается в строгие церковные рамки и превращается в «служанку теологии», а церковное учение утрачивает идею Откровения и истинный смысл. «Церковь, – замечает Самарин, – как будто потеряв веру в себя, ищет внешней опоры и призывает на помощь философское начало; но, вводя его в свою сферу, она необходимо стесняет его, не дает ему свободного развития из самого себя и ограничивает его деятельность доказыванием данного, извне на него возложенного содержания, резонированием над определенными истинами – рационализмом; следовательно, держит его на степени рассудка. Отсюда возможность философии рассудка в сфере церкви – схоластика. Плодом ее развития была богословская наука, система, обнимающая все догматы церкви в одно стройное логическое целое» [3, с. 32-33]. В данном изречении Самарина заключена основополагающая мысль обо всём устройстве западной рационалистической философии, её попытках подчинить Церковь законам логики. Явно выделено то, что очень чётко подметили славянофилы – сущность этого устройства и важность соборности в православии. Также Ю. Ф. Самарин глубоко и точно раскрывает сущность схоластики – это попытка применить логику и рациональный анализ в рамках церковного учения, однако рассудок, как поверхностный инструмент познания, не способен до конца постичь глубину Божественного Откровения, что делает такие попытки проявлением интеллектуальной гордыни. Всё что связано с рассудком не может быть применено в церковной системе и противоречит ей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=