Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

178 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. direction of Russia's spiritual self-determination. The author comes to the conclusion that Russian philosophy forms an original tradition combining antireductionism, personalism and an existential approach, which determined its originality in opposition to scholastic rationalism. Keywords: Russian religious philosophy, patristics, scholasticism, ratio, Logos, image of God, personalism, rationalism, West-East, criticism of Western tradition DOI 10.22405/2304-4772-2025-2-177-186 Русская религиозная философская мысль, как и русская культура формировалась в условиях дихотомии «Запад-Восток». Однако имеются принципиальные различия в основе условий формирования. Например, Восток в качестве евразийской культурной составляющей России, относится к категориям геополитики, тогда как в качестве основы православия выступает как базис духовности. Маркёр ориентации на Восток в духовном контексте отражен в богословском понятии патристика, противоположным понятием поворота на Запад выступает схоластика. Представляется верным рассматривать их в качестве знаков духовного самоопределения России. Очевидным будет обозначить именно Восток как основу русского православия, но и противоположное западное влияние также оказало существенное влияние на его формирование. Своеобразие русской религиозной мысли требует внимательного рассмотрения ее полемики с западной схоластической традицией. Если схоластика предложила рационализированную модель человека как «разумного субъекта», то русские мыслители, опираясь на святоотеческое наследие, развивали учение о целостной человеческой личности, в которой образ Божий не сводится к логическим способностям ratio. Духовный выбор в русской религиозной философии XIX – начала XX века определялся в постоянной полемике с западноевропейской схоластической традицией. Если схоластика предложила рационализированную модель человека как «разумного субъекта», опирающуюся на категории логики и рассудка, то русские мыслители, апеллируя к святоотеческому наследию, разрабатывали целостное учение о человеческой личности, где образ Божий не сводится к логическим способностям ratio. Данная статья ставит целью проанализировать эту критику на примере концепций трех известных мыслителей русской религиозной философии, а также определить значение этой критики для формирования оригинальной русской философии традиции. Исходя из этого, ставятся следующие задачи: проанализировать полемику русских мыслителей со схоластикой; выявить ключевые различия между патристическим учением об образе Божием в человеке и схоластической концепцией ratio, выявив ключевые различия в трактовке образа Божия, личности и познания; определить влияние дихотомии «Запад-Восток» на формирование русской философской традиции и её противостояние западному рационализму. И обосновать оригинальность

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=