Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

174 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. ценности. Значимость произведения не зависит напрямую от нравственных качеств художника и его степени веры, что несомненно коррелирует с возможностью участия современных мастеров в области религиозной культуры. Существенны в данном контексте и размышления о свободе творчества, свидетельствующие о поддержании мыслителем позиции по привнесению нового в христианское искусство. Выводы: Капелла четок представляет собой уникальный синтез современного и церковного искусства. Матиссу удается создать необыкновенно одухотворённое пространство, наделить белые стены духовной силой. Накопленный опыт в области рисунка, его живописный метод и декупажная техника, где Матисс буквально преодолевает двухмерность листа, находясь в поиске емких образов-знаков, помогают мастеру привнести нечто новое, найти необычные формы, при этом сохранив необходимое содержание. Особо стоит выделить экспрессивность изображений капеллы, благодаря которой возвышенные образы Матисса, оказываются близки и понятны для простых людей. Таким образом, Капелла четок является уникальным свидетельством изменений, происходящих в церковной культуре: ее расширения и обогащения за счет открытий мастеров XX века. Меняется и сама позиция по отнесению отдельных предметов искусства к сфере сакрального. На первое место выдвигается способность мастера творить, выражая духовную силу и передавая суть, открывать нечто новое, некие законы мироздания. Мастера XX века с их горячим желанием изменить искусство, выйти к новым формам и смыслам, попытаться ухватить поток быстроменяющихся событий способны многое дать сакральному искусству. Капелла Матисса является одним из ярчайших примеров. Художник, выражая свое творческое «Я», синтезируя свои завоевания, создает произведение, обладающее общемировым культурным значением. Не случайно на вопрос, относит ли он свою капеллу к религиозному искусству, Матисс отвечал: «Всякое искусство, достойное этого имени, само по себе священно. Если произведение не священно, оно не существует, оно относится тогда к анекдотичному, документальному жанру — что уже не искусство и не имеет с ним ничего общего» [5]. Литература 1. Lion A. Art sacré et modernité en France: le rôle du P. Marie-Alain Cou- turier // Revue de l’histoire des religions. 2010. № 1. P. 109–126. URL: http://journals.openedition.org/rhr/7567 (date of request: 23.09.2024). 2. Сперлинг Х. Ч. 2, гл. 6: Старость чародея, 1945-1954 // Матисс. М.: Мол. гвардия, 2011. С. 3-5 (ЖЗЛ). Электрон. версия печ. изд. URL: https://h- matisse.ru/library/sperling-matiss17.html (дата обращения: 23.09.2024). Доступ на сайте Анри Матисс, 1869-1954.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=