Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
171 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. зримым, осязаемым, и тем, что можно лишь почувствовать, додумать, найти самому. Изобразительное искусство теряет некоторую описательность, обогащаясь, перенимая методы других сфер культуры, апеллирующих к воображению. Матиссу удается сохранить баланс в своем творчестве: не раствориться в пучине культивируемой авангардом бессюжетности, угрожающей потерей содержательности, – найдя емкие образы для воплощения своих замыслов. Капелла является гармоничным и цельным произведением художника. Стоит подчеркнуть, что, создавая здание, художник опирался не только на свой художественный вкус, но и учитывал функциональное назначение постройки. Матисс писал: «… для меня Капелла приобретает смысл только во время службы, и я ее создавал, помня о прекрасных черных и белых одеяниях [монахинь]. Когда начинается служба, раскрывается значение Капеллы в ее гармонии с алтарем из серого камня Вара на который падает отблеск витражей, – тогда мое произведение получает законченность – это настоящая картина Анри Матисса» [2]. Для мастера было важно дать почувствовать верующим особую атмосферу, помочь им войти в диалог с Всевышним. Говоря о культурном значении капеллы, ее можно рассматривать как венец творческого развития художника, место, где он наиболее полно раскрывает свой особый стиль. Опыты с цветом, декупажная техника, особый графический метод являются свидетельствами большой и трудоемкой работы мастера, плодами его творческих поисков. С другой стороны, капелла позволяет нам выделить особенности искусства XX века и религиозного искусства, в частности. Ирина Александровна Антонова во вступительной статье к книге Лидии Николаевны Делекторской подчеркивает, что капелла была одним из ярчайших примеров синтеза искусств XX века [8, с. 241]. Действительно, архитектурное сооружение является образцом сочетания различных материалов и техник, а также соединения современного и религиозного искусства. Сам Матисс ощущал культурную значимость капеллы. Он писал: «Мне представляется, что эта работа будет не бесполезна и что она, возможно, станет выражением целой эпохи искусства, может быть, отжившей – но нет, я не думаю. Сегодня еще ничего нельзя сказать, пока новые течения себя не реализовали» [5]. Говоря о капелле, как о культурном феномене, стоит обратиться и к философии. Следует отметить, что данная область в целом воздействовала на сакральное искусство. Жан Пьер Грефф прослеживает связь между обновлением религиозного искусства и доктриной неотомизма. Он пишет: «томизм восстановил искусство и красоту в их апологетической функции. Подводя красоту под истину («Будь искренен: достаточно искренности, чтобы хорошо рисовать», – заявляет Маритен), определяемую не по отношению к внешней реальности, а как истинность произведения в самом его процессе…» [9]. Мы видим, что по мнению исследователя, неотомизм уводит реалистическую позицию на второй план, выдвигая вперед истину, не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=