Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

170 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. друга, напряжение возрастает, и кульминацией, где эмоции и атмосфера накаляются до предела, взлетает кверху по центру Распятие Иисуса Христа. Исследовательница Доминик Шимусяк отмечает, что вместо распределения данных сцен по всем стенам часовни, как это было принято в традиционной иконографии, Матисс собирает их все в единое изображение, которое надо читать снизу-вверх, как всходящий и извилистый путь на Голгофу [6]. Подобный композиционный прием создает ощущение единовременности происходящего. Также стоит отметить, что несмотря на кажущуюся хаотичность линий, образы Матисса просты и интуитивно понятны. Художник словно очищает сцены от детальных подробностей, обнажая эмоции и оставляя необходимые узловые моменты. Необычность панно отмечала и сестра Жак Мари. «Я была в панике», – признавалась сестра Жак, вспоминая день, когда впервые увидела «Несение Креста» [2]. Матиссу действительно удается создать необычайно динамичную и экспрессивную композицию. Мастер с помощью стремительных черных линий дает новое прочтение библейскому сюжету. Панно являются смысловым центром капеллы. Они не только представляют собой глубокие образы святых, но и отсылают к важнейшим принципам искусства XX века и открытиям самого Матисса. Исследователи не раз подчеркивали бессюжетность происходящего на полотнах художника. Пейзажам и натюрмортам Матисса зачастую присуще ощущение незыблемости и фундаментальности, моменты становления и преходящести чужды его видению, даже знаменитый «Танец» при всей своей неистовой энергии приобретает у него отпечаток вечного движения, как и кружение алых рыбок в аквариуме. Все эти черты ярко проявляются в рисунках на стенах капеллы. Здесь отсутствует время как таковое. Художнику удается поместить зрителя в некое одухотворенное пространство, где все изменчивое отходит на второй план. Черные певучие линии собирают единую картину, не описывая постепенно разворачивающиеся события, а скорее очерчивая происходящее как явление, свершающееся разом, одновременно. При этом образы в капелле необычайно лаконичны. Р. Эсколье, анализируя данную особенность панно, отмечал: «Капелла в Вансе представляет собой храм для монашеской молитвы, а не церковь, куда вхож любой верующий. Монахини, молящиеся здесь в покое утра или в молчаливом самозабвении вечера, не нуждаются в подпорках для чувства, каковыми могут служить произведения изобразительного искусства. Точки опоры – самое большее, чего требует их духовная медитация от этих чистых линий (и результат, достигнутый художником, наилучшим образом соответствует поставленной перед ним цели)» [7, с. 201]. Действительно, Матисс не стремится к обилию деталей, он акцентирует внимание на главном. Его образы просты, изящны и глубоки одновременно. Они способствуют тонкой духовной работе, происходящей в сердце верующего. Как и многие художники XX века, Матисс умело переходит черту между материальным,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=