Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г
169 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. Анализируя керамические панно, можно увидеть, что они сделаны в едином стиле. Изображение над входом включает лики Богоматери с Младенцем и святого Доминика. Здесь, как и в других панно, ярко раскрывается графический талант Матисса. Он буквально одной изящной линией создает абрисы возвышенных образов. Лик Марии, держащей Сына, необыкновенно поэтичен и пропитан любовью и нежностью. Внутреннее убранство представляет собой сочетание графичных панно и красочных витражей. Сам художник подчеркивает: «в сочетании черного с белым преобладает белый, такой яркости, что он уравновешивает противоположную стену с витражами от пола до потолка» [5]. Принцип гармонии, являющийся основополагающим в творчестве мастера, в полной мере раскрывается в Капелле четок. Матисс успокаивает красочное разноцветие витражных стекол интенсивной и вместе сублимированной белизной стен. Он мастерски организует баланс между активными – зелено-сине-золотыми тонами, струящимися завораживающими бликами витражей – и строгими линиями, воссоздающими образы святых. В витражах символизм и обостренное чувство формы и цвета помогают художнику сделать их необыкновенно выразительными. Мастер сознательно стилизует силуэты, изображая «формы растения, характерного для данной местности: кактуса с лапчатыми колючими листьями и желтыми и красными цветами» [5]. Цветовая гамма витражей представляет собой сочетание трех динамичных тонов: желтого, синего и зеленого. Однако исполнение окон отличается не только оригинальным колористическим решением, но и создает необычный оптический эффект благодаря разной степени прозрачности стекол. Желтое стекло является матовым, в то время как синие и зеленые стекла – прозрачны. Подобный замысел позволяет художнику добиться особой выразительности и создать колористическую вибрацию в единстве с игрой света, позволяющую погрузиться в необыкновенную атмосферу капеллы. Сам Матисс подчеркивает: «Непрозрачный желтый цвет останавливает взгляд и удерживает его внутри Капеллы, создавая таким образом первый план пространства, которое начинается в Капелле и, проникая сквозь синие и зеленые стекла, продолжается в окружающих садах. Когда, находясь в Капелле, видишь сквозь витражи человека, проходящего по саду на расстоянии всего одного метра, то кажется, что он находится в другом мире, отличном от мира Капеллы» [5]. Мастер использует силу света, позволяющую наделить атмосферу жизненной энергией. Солнечные лучи, проникая сквозь разноцветные окна и расцвечивая белизну стен, преображают окружающее пространство. Стены украшают панно. На них изображены «Мадонна с Младенцем», «Святой Доминик» и сцена «Несение Креста», которая выделяется динамизмом линий и накалом страстей. Композиция поражает сюжетной насыщенностью. Знакомые всем эпизоды, как заметки для памяти, в беглом ритме сменяют друг
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=