Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

168 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. давно мечтал сделать нечто значительное. Хилари Сперлинг пишет: «При этом самого Матисса постоянно мучило чувство неудовлетворенности: ни вышедший в сентябре альбом «Джаз», ни гобелены удовлетворения не приносили», потому что, как говорила Лидия Николаевна Делекторская, «никто не предлагал ему сделать что-нибудь монументальное, а он мечтал именно об этом» [2]. Значимую роль в истории создания капеллы сыграла Моника Буржуа, в постриге принявшая имя сестры Жак-Мари. Девушка познакомила мастера с планами доминиканской общины переделать уже существующую постройку. Художник заинтересовался проектом. Он кропотливо и внимательно трудился над планом здания. Стоит отметить, что помимо экстерьера и интерьера капеллы Матисс разработал убранство для священнослужителей. Художник стремился добиться ощущения целостности и гармонии во всем. Лидия Николаевна Делекторская отмечает, что: «к этому времени в творчестве Матисса преобладали два способа художественного выражения: большие рисунки тушью широкой кистью, … и композиции из вырезок окрашенной гуашью бумаги… В капелле Матисс увидел возможность удачного использования этих двух, очень важных для него в тот период техник» [4, с. 231]. Графический метод нашел свое полное выражение в панно Капеллы четок, в то время как использование декупажной техники помогло при создании витражей и риз. Создавая облачения, мастер добивался согласованности между авторским методом и особенностями религиозного искусства. Матисс активно использует яркие цвета и декоративные формы. При этом опыт декупажа как техники, в которой создаются лаконичные, но при этом глубокие по содержательной наполненности знаки, помогает художнику раскрыть значение религиозной символики. Матисс находит новые решения для традиционной иконографии, сохраняя при этом основные смысловые узлы. В результате мастер разрабатывает шесть облачений. Первый камень капеллы был заложен 12 декабря 1949 года, а ее освящение происходит 25 июня 1951 года. Рассматривая капеллу как художественный объект, следует обратить внимание на ее внешние очертания. В плане она представляет собой равноконечный крест, образованный пересечением продольного и поперечного нефов. Размер сооружения небольшой. Длина капеллы составляет 15 метров, ширина 10 метров, высота 8 метров. На южной стороне располагаются витражные окна. В апсиде находится двойное окно, над ним располагается керамический тимпан с ликами Богоматери и Иисуса Христа. Основной вход также украшен панно. Средокрестие венчает изящный крест. Интересно внешнее решение капеллы. Оно лаконично, здесь главенствуют два цвета: белый и синий. Красочные витражи и небольшие акценты черного цвета органично дополняют простое убранство. Оригинально выглядит цветовое решение двускатной кровли капеллы: на одном скате белую гладь пересекает густо-синий зигзагообразный узор, на другом – синюю – белый.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=