Гуманитарные ведомости. Вып. 2(54) 2025 г

167 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (54), июль 2025 г. ключевых фигур связанного с ним события является святой Доминик (1170- 1221). Согласно группе сказаний, из жизни святого, Дева Мария является ему, чтобы показать, как молиться с помощью четок (rosario – итал.). Не случайно изображения Девы Марии, Иисуса Христа и святого Доминика украшают стены капеллы внутри и снаружи. Участие Матисса в создании капеллы во многом было возможно благодаря процессу оживления церковного искусства. Один из виднейших деятелей того времени, отец Мари-Ален Кутюрье говорил о положении, ему предшествовавшем: «Великие течения живого искусства стали совершенно чужды жизни Церкви, что, очевидно, подразумевает то непоколебимое следствие, что искусство церкви больше не является живым искусством» [1]. Он был чрезвычайно обеспокоен происходящим в области религиозной культуры. Отец Кутюрье рассуждал об ее очевидном упадке и о возможности нового сопряжения церковного и современного искусства. Подобная постановка вопроса была обоснована собственными убеждениями священнослужителя. Он полагал, что «гениальный атеист лучше, чем бездарный верующий, ибо настоящее искусство, так или иначе, является религиозным» [2]. Отец Кутюрье стремился проникнуть в глубины феномена искусства как такового, он оценивает его не с внешней стороны, оглядываясь на стилистические особенности, а скорее, опирается на саму сущность, внутренний посыл, учитывая при этом силу таланта творца. Религиозное искусство само по себе для него играет значимую роль. Он вопрошает: «Разве не является главной ролью искусства <…> создание места очарования, поэзии и освобождения? Да будет угодно Богу, чтобы его церкви стали такими для тех, кто, не зная об этом, все еще приходит туда, чтобы искать то, что этот горький мир никогда не дает им в своих домах, фабриках и бараках» [1]. Искусство не должно быть пустым, оно должно увлекать человека, уводить от всего низменного, приобщая к высшему, духовному и прекрасному. Отец Кутюрье проводил активную деятельность. Он помогал Матиссу в работе с церковными инстанциями для одобрения проекта капеллы. Если говорить в целом о развитии религиозного искусства того времени, то стоит упомянуть энциклику Mediator Dei, выпущенную папой Пием XII в ноябре 1947 года. В ней также упоминаются высказывания о возможности взаимодействия современного и религиозного искусства. «Современному искусству должна быть предоставлена свобода в пристойном и благоговейном служении церкви и священных обрядах при условии, что они сохраняют правильный баланс между стилями, не склонными ни к крайнему реализму, ни к чрезмерному «символизму», и что потребности христианского сообщества принимаются во внимание, а не только особый вкус или талант отдельного художника» [3]. Возвращаясь непосредственно к самой капелле, следует отметить, что Матисс взялся за проект не случайно. Исследователи подчёркивают, что мастер

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=